К ВОПРОСУ НАДЕЖНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Авторы

  • Жанат Мусаев Академия логистики и транспорта
  • Патам Ахметова Академия логистики и транспорта
  • Нұргүл Сүлеева Академия логистики и транспорта
  • Акмаржан Касымова Казахский университет путей сообщения
  • Алғазы Жауыт Алматинский университет энергетики и связи имени Г. Даукеева

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-124-1-32-41

Ключевые слова:

железнодорожный путь, рельсы, эксплуатационная надежность, безопасность, прогнозирование, методика, анализ

Аннотация

Железнодорожный путь представляет собой сложную конструкцию, состоящую из разнородных материалов, работающую в условиях динамического взаимодействия с подвижным составом в различных природных и климатических условиях. В процессе эксплуатации под влиянием силовых воздействий подвижного состава, изменения температуры, влажности и т. п. происходит изнашивание, старение, накапливаются остаточные деформации. В результате этого появляются повреждения, дефекты, отказы, которые, несмотря на достаточные запасы прочности, могут приводить к необходимости снижения скоростей движения или полному прекращению движения поездов на период приведения пути в работоспособное состояние. В статье показано, что состояние пути изменяется с течением времени случайным образом, в том числе и при заранее неизвестном нам характере изменения параметров, определяющих его состояние или состояние отдельных элементов. Вместе с тем, если продолжительное время наблюдать изменение определяющих параметров некоторого участка, то можно с большой долей уверенности предсказать дальнейшее изменение этих параметров и, следовательно, момент появления отказа элементов или пути в целом. Изменение выходного параметра может происходить до определенного предельного значения, выше которого могут быть нарушения безопасности движения поездов или недопустимое снижение эффективности работы. В статье показано, что полученные данные по качеству функционирования участков пути можно использовать для установления допускаемых скоростей движения и планирования ремонтов пути.

Биографии авторов

Жанат Мусаев, Академия логистики и транспорта

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, m.zhanat@alt.edu.kz

Патам Ахметова, Академия логистики и транспорта

к.т.н., доцент, Алматы, Казахстан, p.ahmetova@alt.edu.kz

Нұргүл Сүлеева, Академия логистики и транспорта

к.т.н.,  доцент, Алматы, Казахстан, n.suleeva@alt.edu.kz

Акмаржан Касымова, Казахский университет путей сообщения

к.т.н., доцент, Алматы, Казахстан, kasymova_marzhan@mail.ru

Алғазы Жауыт, Алматинский университет энергетики и связи имени Г. Даукеева

PhD, ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, a.zhauyt@aues.kz

Библиографические ссылки

Мусаев Ж.С. Определение напряженно-деформированного состояния пути при взаимодействии пути и экипажа Тезисы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы прочности транспортных конструкций и сооружений» / Алматы, 2008, с. 167-170.

Мусаев Ж.С., Солоненко В.Г. Анализ процесса сцепления колеса с рельсом при переходных режимах движения поезда Трансэкспресс Қазақстан, 2016, №8 (81), с. 58 – 62.

Мусаев Ж.С. К вопросу определения условного суммарного возмущающего фактора со стороны пути на подвижной состав. Материалы науч.-практ. конф. «Подвижной состав железных дорог Республики Казахстан» / Алматы, КазАТК, 2009, с. 151-158.

Janat Musayev, Vladimir Solonenko, Narzankul Mahmetova, et all. Some aspects of the experimental assessment of dynamic behavior of the railway track, Journal of theoretical and applied mechanics Volume 55, Issue 2, pp. 421–432, Warsaw 2017, DOI: 10.15632 /jtam–pl.55.2.421 http: //ptmts.org /jtam/index.php/ jtam/ issue/ current/ showToc.

К вопросу расчета угона пути тяжеловесными поездами / Ж. С. Мусаев, Т. О. Чигамбаев, Н. В. Ивановцева, М. Н. Мурзакаева // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. – 2018. – № 4(107). – С. 60-65.

Опубликован

28.02.2023

Как цитировать

Мусаев, Ж., Ахметова, П., Сүлеева, Н., Касымова, А., & Жауыт, А. (2023). К ВОПРОСУ НАДЕЖНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ. Вестник КазАТК, 124(1), 32–41. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-124-1-32-41

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>