КАРЬЕРНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЛАЗ КАК ТИПОВОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы

  • Полатбек Жунисбеков Казахский национальный аграрный исследовательский университет
  • Зауреш Тюлюбаева Казахский национальный аграрный исследовательский университет
  • Маншук Керимжанова Университет Сатпаева
  • Орынжамал Сарсембенова Евразийский технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-122-3-66-75

Ключевые слова:

Колесный транспорт, карьерный транспорт, типовые звенья, система автоматического управления, автопилотирование, апериодическое звено, переходный процесс

Аннотация

Перевозящие значительный объем породы карьерные самосвалы производства БЕЛАЗ, получают искусственный интеллект, который способен в перспективе полностью заменить человека-водителя [1]. Для автоматизации вождения (автопилотирования) с использованием навигационной системы, искусственного интеллекта и других систем в транспорте применяют методы исследования систем автоматического управления (САУ). В тоже время, колесные машины, в том числе и БЕЛАЗы, исследуется не методами САУ, а методами механики, с составлением сложных дифференциальных уравнений со множеством коэффициентов. Профессором Жунисбековым П.Ж. предложен метод исследования колесного транспорта как типового звена линейной системы [2]. При этом, дифференциальные уравнения (первого или второго порядка) звена описываются только коэффициентами, связанными с конструктивными параметрами транспорта, расстоянием между передними и задними колесными осями транспорта.

Биографии авторов

Полатбек Жунисбеков, Казахский национальный аграрный исследовательский университет

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, polatbek35@gmail.com

Зауреш Тюлюбаева, Казахский национальный аграрный исследовательский университет

к.т.н., ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, merei-04@mail.ru

Маншук Керимжанова, Университет Сатпаева

 к.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, cafsstm@mail.ru

Орынжамал Сарсембенова, Евразийский технологический университет

к.т.н., ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, oryn23@mail.ru

Библиографические ссылки

[1] БелАЗ получил искусственный интеллект и скоро начнет увольнять водителей карьерных самосвалов. https://novate.ru/blogs/281118/48576/.

[2] Жунисбеков П. Новый метод исследования колесного транспорта как типовое звено. Ізденістер, нəтижелер – Исследование, результаты №4 (88), 2020.

[3] Беспилотная техника и интеллектуальные разработки.

https://www.belta.by/president/view/bespilotnaja-tehnika-i-intellektualnye-razrabotki-lukashenko-oznakomilsja-s-innovatsijami-pri-dobyche-444475-2021/

[4] Жунисбеков П., Рзалиев А.С., Ундербаев М.С., Байназаров У. Исследование машинотракторных агрегатов как типовые звенья. IX международный научный конгресс машины для сельского хозяйства 2021 23-26 июня 2021, ВАРНА, БОЛГАРИЯ. http://www.agrimachinery.net/sbornik/2021.pdf.

[5] Механико-математическая модель поворота в движении шарнирно-сочлененной машины с тремя осями. Стр.3. https://bgaa.by/sites/default/files/inline-files/no39-statya_v_rossiyu_tretinnikov_sharnir_0.pdf

[6] Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. 1986.

[7] Основные типовые звенья САР. https://studme.org/183422/tehnika/osnovnye_tipovye_zvenya

Загрузки

Опубликован

24.09.2022

Как цитировать

Жунисбеков, П., Тюлюбаева, З., Керимжанова, М., & Сарсембенова, О. (2022). КАРЬЕРНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЛАЗ КАК ТИПОВОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ . Вестник КазАТК, 122(3), 66–75. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-122-3-66-75

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия