КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПО КЛИМАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Авторы

  • Кобланбек Айтбаев Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт
  • Елена Суппес Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-122-3-16-25

Ключевые слова:

климат, климатическая карта, зимний период, минимальная температура воздуха, измерительные комплексы (датчики)

Аннотация

В  настоящей работе приводятся краткие сведения о разных концепциях использования климатических особенностей в различных странах мира. Климатические особенности Республики Казахстан принято учитывать при построении климатических карт минимальных и максимальных значений температуры воздуха. В работе приводятся результаты сравнения климатической карты минимальной температуры воздуха, определенной в одном случае с помощью метеорологической службы Республики, в другом случае – с помощью 28 станций измерения температуры   и влажности в точках дорожной конструкции. В первом случае рассматривается временной интервал 2006-2011 гг, а во втором случае – лишь один зимний период 2021-2022 гг. Существенная разница между экстремальными значениями температуры воздуха, определенными в длительный период времени и за один зимний период позволяет сделать заключение о необходимости повторения непосредственных замеров с помощью датчиков температуры и влажности в течение 5 последующих лет.

Биографии авторов

Кобланбек Айтбаев, Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт

к.т.н., ведущий научный сотрудник, Алматы, Казахстан, aytbaev53@mail.ru

Елена Суппес, Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт

научный сотрудник, Алматы, Казахстан, suppes08@mail.ru

Библиографические ссылки

[1] Chen, D; Chen, H. W. 2013. Using the Köppen Classification to Quantify Climate Variation and Change: an Example for 1901–2010, Environmental Development 6: 69–79.

http://dx.doi.org/10.1016/j.envdev.2013.03.007

[2] Peel, M. C.; Finlayson, B. L.; McMahon, T. A. 2007. Updated World Map of the Köppen-Geiger Climate Classification, Hydrology and Earth System Sciences 11: 1633-1644.

http://dx.doi.org/10.5194/hess-11-1633-2007

[3] B.B. Teltaev, K.A. Ajtbaev, E.A. Suppes, Қ.B. Tіleu. K usovershenstvovaniyu dorozhno-klimaticheskogo rajonirovaniya Kazahstana [in Russian: To improvement of road climatic zoning of Kazakhstan] // Vestnik KazATK [in Russian: Bulletin of KazATC], №2 (105), 2018, pp. 141-148.

[4] Eriksson, M.; Lindqvist, S. 2002. Regional Influence on Road Slipperiness during Winter Precipitation Events, in Proc. of the 11th International Road Weather Conference, 26−28 Janu¬ary 2002, Sapporo, Japan. 8 p.

[5] Schönwiese, Ch. D.; Janoschitz, R. 2008. Klima–Trendatlas Deutschland 1901–2000. Berichte des instituts für Atmo¬sphäre und umwelt der universität, Frankfurt/Main. No. 4. 64 p. Available from Internet: https://www.uni-frankfurt.de

[6] Tveito, O. E.; Førland, E. J.; Alexandersson, H.; Drebs, A.; Jóns¬son, T.; Tuomenvirta, H.; Vaarby Laursen, E. 2001. Nordic Climate Maps. DNMI – Report No. 06/01 Klima, Norwegian Meteorological Institute. 29 p. ISSN 0805-9918

[7] Tveito, O. E.; Førland, E.; Heino, R.; Hanssen-Bauer, I.; Alexan¬dersson, H.; Dahlström, B.; Drebs, A.; Kern-Hansen, C.; Jóns¬son, T.; Vaarby Laursen, E.; Westman, Y. 2000. Nordic Tem-perature Maps. DNMI – Report No. 09/00 Klima, Norwegian Meteorological Institute. 55 p. ISSN 0805-9918

[8] Leonovich, I.; Čygas, D. 2006. Road Climatology: Determination of Calculated Values of Meteorological Characteristics, The Baltic Journal of Road and Bridge Engineering 1(4): 167–175.

[9] Spravochnik «Snow and Ice Databook 2014», https://www.piarc.org/en/order-library/22913-en-Snow%20and%20Ice%20Databook%202014.

[10] R RK 218-151-2018 Rekomendacii po raschetnym znacheniyam harakternyh pokazatelej vodno-teplovogo rezhima dorozhnyh odezhd i zemlyanogo polotna avtomobil'nyh dorog dlya raznyh klimaticheskih regionov [in Russian: Recommendations for calculated values of characteristic indicators for water-thermal regime of pavements and subgrade of highways for various climatic regions], Astana, 2018, 26 p.

[11] http://mapszoom.com.

[12] Kurmangazy Tileu, B. Teltayev, K. Aitbayev and E. Suppes. Mapping of frost penetration depth for highways in Kazakhstan. Procds. of the 16th Asian Regional Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering, October 14-18, 2019, Taipei, Taiwan, p.1-4.

[13] Suhanov V.V. Nauchnaya grafika na komp'yutere [in Russian: Scientific graphics on computer]. Vladivostok: Dal'nauka, 2005. 355 p.

[14] Surfer 12. Powerful Contouring, Gridding & 3D Surface Mapping, Full Users Guide, Golden Software, Inc., 2014. 1056 p.

[15] Silkin K.YU. Geoinformacionnaya sistema Golden Software Surfer 8 [in Russian: Geoinformation system Golden Software Surfer 8]. Izdatel'sko-poligraficheskij centr Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [in Russian: Publishing and polygraphic center of Voronezh State University], 2008. 65 p.

[16] R RK 218-96-2013 Rekomendacii «Rajonirovanie territorii Kazahstana po raschetnym temperaturam asfal'tobetonnyh pokrytij [in Russian: Recommendations “Zoning of Kazakhstan territory on calculated temperatures of asphalt concrete pavements], Astana, 2013, 38 p.

Загрузки

Опубликован

24.09.2022

Как цитировать

Айтбаев, К., & Суппес, Е. (2022). КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПО КЛИМАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ. Вестник КазАТК, 122(3), 16–25. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-122-3-16-25

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия