ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГОЕМКОСТИ НА ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУНТА ИНЕРЦИОННЫМ РОТОРОМ

Авторы

  • Кенес Жусупов Академия логистики и транспорта
  • Рустем Козбагаров Академия логистики и транспорта
  • Толкын Токтамысова Академия логистики и транспорта
  • Манарбек Есенгалиев Академия логистики и транспорта
  • Шынболат Тыныбеков Академия логистики и транспорта

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-21-29

Ключевые слова:

Инерционный ротор нижней разгрузки, Ротор ковшовый, Ротор бесковшовый, Режущие ножи, Экскавационно-транспортные машины, Энергоемкость транспортирования грунта

Аннотация

В последние годы в Республике Казахстан наблюдается значительное развитие научных исследований и конструкторских разработок в области землеройной техники. В основе такого подъема находятся обширные и глубокие исследования казахстанских ученых. Научные результаты их исследований дали сильный импульс для возникновения и создания новых перспективных направлений в развитии экскавационной техники. Одним из таких новых видов машин являются экскавационно-транспортные машины с инерционным ротором нижней разгрузки. Исследования, создание и испытания экскавационно-транспортных машин с инерционным ротором нижней разгрузки показали их высокую производительность, низкую энергоемкость и малую динамичность нагрузок на грунтах различной твердости. Ввиду новизны конструкции этих машин многие вопросы еще недостаточно изучены. Одним из важных достоинств инерционного ротора нижней разгрузки является отсутствие ковшей, замененных на два ряда режущих элементов в виде ножей, и нижняя разгрузка грунта, исключающая подъем его в верхнее положение, как это происходит в существующих гравитационных и других роторах. Такая конструкция и процесс разгрузки грунта позволяют значительно увеличить производительность и уменьшить энергоемкость на транспортирование грунта за счет увеличения высоты ножей. В настоящей работе авторами приводятся результаты исследований скоростного копания и предлагается методика определения средних затрат энергии на процесс транспортирования грунта с инерционным ротором нижней разгрузки. В работе приведен график зависимости затрат удельной энергоемкости и производительности от скорости вращения ротора при постоянных размерах стружки. Проведенный авторами анализ также позволяет рекомендовать предлагаемую экскавационно-транспортную технику с инерционным ротором в качестве машины, выполняющей значительный объем работ по экскавации и перемещению грунта, как наиболее перспективную и экономически выгодную для внедрения в производство и применения в дорожном строительстве. 

Биографии авторов

Кенес Жусупов, Академия логистики и транспорта

к.т.н.,  профессор, Алматы, Казахстан, kenes_atabai@mail.ru

Рустем Козбагаров, Академия логистики и транспорта

к.т.н.,  профессор, Алматы, Казахстан, ryctem_1968@mail.ru

Толкын Токтамысова , Академия логистики и транспорта

магистр, ассистент преподаватель, Алматы, Казахстан, tolkyn_aktobe@mail.ru

Манарбек Есенгалиев, Академия логистики и транспорта

к.т.н.,  профессор, Алматы, Казахстан, m.esengaliev@mail.ru

Шынболат Тыныбеков, Академия логистики и транспорта

магистр, ассистент преподаватель, Алматы, Казахстан, Tinibekov.shinbolat@gmail.com

Библиографические ссылки

[1] Волков Д.П. Машины для земляных работ, М.: Высшая школа 2012, 447с.

[2] ФедоровД.И. Надежность рабочего оборудования землеройных машин, М.: Машиностроение, 2010, 279с.

[3] ТаукелевР.Н, ЖусуповK.А. Особенности рабочего процесса и перспективы освоения новых экскавационно-транспортных машин с инерционным ротором, Сборник научных трудов «Транспорт Евразии-2010», Алматы с. 120-121.

[4] Жусупов К.А.,Таранов С.В, Искаков К.М, Конструкция инерционных роторов нижней разгрузки и их рабочий процесс. Журнал «ВестникКазАТК», №6, 2012г, с.42-48./ https://vestnik.alt.edu.kz/index.php/journal/issue/view/39/39

Загрузки

Опубликован

25.06.2022

Как цитировать

Жусупов, К., Козбагаров, Р., Токтамысова , Т., Есенгалиев, М., & Тыныбеков, Ш. (2022). ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГОЕМКОСТИ НА ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУНТА ИНЕРЦИОННЫМ РОТОРОМ. Вестник КазАТК, 121(2), 21–29. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-21-29

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>