УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОЗА ТОКОПРИЕМНИКА МАГИСТРАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПОСТОЯННОГО ТОКА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-238-252Ключевые слова:
токоприемник, полоз, нагрузочная характеристика, моделирование, электроподвижной состав, температура, плотность распределения, зигзагАннотация
В статье приведена усовершенствованная математическая модель теплового состояния полоза токоприемника для расчета распределения его температуры при взаимодействии с различными подвесками, в том числе с двойным контактным проводом. Модель учитывает неравномерность кантатного нажатия токоприемника на провода вдоль пролета подвески и между ними, позволяет использовать базы данных вагон-лаборатории испытания контактной сети, рассчитывать тепловые режимы полоза на различных участках электрифицированных железных дорог, включая переходные процессы между ними. В работе приведены графики плотности распределения зигзага контактного провода высокоскоростной линии Москва – Санкт-Петербург, определены переходные и установившиеся тепловые состояния полоза при взаимодействии токоприемника с ними.
Библиографические ссылки
[1] Фрайфельд, А.В. Проектирование контактной сети [Текст] / А. В. Фрайфельд, Г. Н. Брод – М: Транспорт, 1991. – 335 с.
[2] ГОСТ 32204-2013. Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия [Текст]. – М.: Стандартинформ, 2014. – 24 с.
[3] Томилов, В. В. Особенности теплового расчета токоприемников магистрального электроподвижного состава [Текст] / В. В. Томилов, А. В. Тарасенко, А. Н. Кутькин // Материалы шестого междунар. симпозиума «Eltrans’2011» Санкт - Петербургский гос. ун-т путей сообщения. – СПб, – 2013. – С. 526 – 536.
[4] Утепбергенова, С. М. Методика расчета теплового состояния полоза токоприемника магистрального электроподвижного состава с учетом изменения положения контактного провода в плане[Текст] / С. М. Утепбергенова, В. В. Томилов, О. А. Сидоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск, – 2019. – № 4 (40). – С. 43 – 53.
[5] Contact lines for Electric Railways [Текст] / F. Kiessling, R. Pushman, A. Shmieder, E. Schneider – Берлин, Мюнхен: Siemens AG, 2009. – 994 с.
[6] Дербилов, Е. М. Особенности имитационного моделирования взаимодействия токоприемников и контактных подвесок на сопряжениях [Текст] / Е. М. Дербилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск, – 2011. – № 4 (8). – С. 10 – 16.
[7] Берент, В. Я. Перспективность применения металл-углеродных контактных вставок для токосъема на железных дорогах России [Текст] / В. Я. Берент // Вестник ВНИИЖТа/ Всероссийский научно-исследовательский ин-т железнодорожного транспорта. – М. –2017. – № 3. – С. 174 – 180.
[8] Теплотехника: Учеб.для вузов / В. Н. Луканин, М. Г. Шатров, Г. М. Камфер и др. М: Высш. шк., 1999. 671 с.
[9] Тартынский, Д. В. Исследование износа контактных токосъемных элементов на основе моделирования токораспределения в полозе токоприемника[Текст] / Д. В. Тартынский, М. Н. Емельянова, А. Т. Тибилов // Вестник ВНИИЖТа/ Всероссийский научно-исследовательский ин-т железнодорожного транспорта. – М. –2015. – № 2. – С. 53 – 56.
[10] Смердин, А. Н. Совершенствование методики определения нагрузочных показателей токоприемников магистрального электроподвижного состава [Текст] / А. Н. Смердин, В. В. Томилов, В. М. Павлов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск, – 2019. – № 3 (39). – С. 99 – 110.
[11] Сидоров, О. А. Исследование температуры нагрева полоза токоприемника и способы ее снижения [Текст] / О. А. Сидоров, , В. В. Томилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2017. – № 4 (32). – С. 25 – 34.
[12] Проверка токовой нагрузочной способности токоприемников ТАс 24 и ЛАс 25 [Текст] / В. М. Павлов, П. В. Попов и др. // Вестник ВЭлНИИ / Всероссийский науч. исслед. и проектно-конструкторский ин-т электровозостроения. – Новочеркасск, – 2015. – № 2 (70). – С. 33 – 43.
[13] Исследования токовой нагрузочной способности токоприемника магистрального электроподвижного состава [Текст] / В. М. Павлов, О. А. Сидоров и др. // Вестник ВНИИЖТ/ Всероссийский научно-исследовательский ин-т железнодорожного транспорта. – М. – 2015. – № 4. – С. 19 – 24.
[14] Утепбергенова, С. М. Исследование систем охлаждения полоза токоприемника магистрального электроподвижного состава [Текст] / С. М. Утепбергенова, В. В. Томилов, О. А. Сидоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2019. – № 2 (38). – С. 66 – 75.
[15] Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении на постоянном токе: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ». М.: Интекс, 2010.192 с.
[16] Сидоров, О. А. Методика оценки функциональной го-товности системы токосъема скоростных участков магистральных железных дорог[Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, В. А. Жданов // Вестник ВНИИЖТа/ Всероссийский научно-исследовательский ин-т железнодорожного транспорта. – М. –2012. – № 1. – С. 27 – 32.
[17] Купцов Ю. Е. Беседы о токосъеме, его надежности, экономич¬ности и о путях совершенствования [Текст] / Ю. Е. Купцов. – М.: Модерн-А, 2001. 256 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Сандугаш Утепбергенова, Анар Егзекова, Куланда Койшибаева, Валерий Томилов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.