ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ

Авторы

  • Гульнара Садыкова Университет международного бизнеса имени Кенжегали Сагадиева
  • Динара Тюлюбаева Казахстанско-Немецкий университет
  • Нурбек Джакупов Академия логистики и транспорта

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-149-157

Ключевые слова:

кластер, кластерный подход, транспортно-логистический комплекс, специальная экономическая зона, траснпортный потенциал

Аннотация

В статье проведен анализ трудов, посвященных данной теме, рассмотрено определение «кластера» и приведены основные признаки кластерного подхода, к основным из которым можно отнести: территориальное сосредоточение всех субъектов, участников кластера, применение инноваций и отраслевой характер. Но исключением являются транспортно-логистические кластеры, которые имеют межотраслевой характер. Рассмотрены концепций экономических кластеров и специальных экономических зон, в том числе транспортно-логистического кластера. Наиболее перспективными для развития кластерной модели предложены СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и «Морпорт Актау» в связи с логистическими направлениями деятельности и хорошо развитой логистической инфраструктурой, описание которых приведены в статье.

Выделены сильные и слабые стороны рассматриваемых транспортно-логистических кластеров Республики Казахстан.  Сделан вывод о том, что основными причинами, сдерживающими реализацию кластерной политики, являются - не готовность субъектов предпринимательства на переход к кластерной модели; отсутствие спроса на инновационную продукцию и отсутствие системы трансферта инновационных технологий в экономику страны.

Биографии авторов

Гульнара Садыкова, Университет международного бизнеса имени Кенжегали Сагадиева

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, gulnara.muratpek@mail.ru

Динара Тюлюбаева, Казахстанско-Немецкий университет

к.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, tyulyubayeva@dku.kz

Нурбек Джакупов, Академия логистики и транспорта

к.т.н.,  ассоц.профессор, Алматы, Казахстан, n.dzhakupov@alt.edu.kz

Библиографические ссылки

[1] Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 12.2012 года.

[2] Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 3. М.: Прогресс, 1993. 351 с.

[3] Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.

[4] Schmitz H. On the Clustering of Small Firms // Rasmussen J., Schmitz H., van Dijk M.P. et al. Flexible specialization: a new view on small industry // IDS Bulletin (Special Issue), 1992, vol. 23, no. 3.

[5] Enright M.J. Regional clusters and economic development: a research agenda, 1996.

[6] Feser E.J. Clusters and Regional Specialisation. London: Pion, 1998, pp. 18—40.

Elsner W. An industrial policy agenda 2000 and beyond // Experience, Theory and Policy. Bremen Contributions to Institutional and SocialEconomics. Ed. by A. Biesecker, W. Elsner, K. Grenzdorffer, 1998, no. 34.

[8] Bergman E.M., Feser E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. Regional Research Institute, WVU., 1999.

[9] Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. –United Nations. – ECE/CECI. CR2008. – Geneva, 2008.

[10] Прокофьева Т.А., Клименко В.В. Методологические аспекты построения кластерной модели транспортно-логистической инфраструктуры региона // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 6 (47) (эл. издание).

[11] О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1434 "Об утверждении Основных положений Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2017 года № 256. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000256/compare (был доступен 10 декабря 2020 года).

[12] Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 242-VI «О специальных экономических и индустриальных зонах»

[13] Специальные экономические зоны. https://business.gov.kz/ru/free-economic-zone/ (был доступен 10 декабря 2020 года).

[14] Баймуханбетов М. Состояние и перспективы создания «сухого порта» на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». http://mfa.gov.kz/ru/content-view/murat-bajmuhanbetov-sostoanie-i-perspektivy-sozdania-suhogo-porta-na-baze-sez-horgos-vostocnye-vorota (был доступен 10 декабря 2020 года).

[15] Территория СЭЗ "Морпорт Актау". https://www.sez.kz/ru/for_investor/map (был доступен 10 декабря 2020 года).

[16] Федотенков, Д.Г. Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона / Д. Г. Федотенков, А. А. Падалко. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6894/ (был доступен: 10 декабря 2020).

Загрузки

Опубликован

25.06.2022

Как цитировать

Садыкова, Г., Тюлюбаева, Д., & Джакупов, Н. (2022). ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ. Вестник КазАТК, 121(2), 149–157. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-149-157

Выпуск

Раздел

Логистика на транспорте, организация перевозок

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.