ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА АЛМАТЫ

Авторы

  • Еркин Джайлаубеков Академия логистики и транспорта
  • Елена Шпенст ТОО "Научно - исследовательский институт транспорта и коммуникаций"
  • Абылайхан Омархан Управление городской мобильности города Алматы

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-648-655

Ключевые слова:

экология, загрязнения, автотранспорт, мониторинг, выбросы, ограничения, предложения

Аннотация

Город Алматы становится крупным мегаполисом в Казахстане с населением, достигающим до 2,0 млн жителей. Обеспечение санитарной чистоты воздуха города является важной задачей для комфортных условий проживания горожан. Однако, данным проекта «Всемирный индекс качества воздуха» город Алматы по состоянию степени загрязненности воздуха, оцениваемой по шкале AQI США, находится в числе первых тридцати загрязненных городов мира и при неблагоприятных метеорологических по загрязненности воздуха  оценивается как «вредно». По данным мониторинга качества атмосферного воздуха РГП «Казгидромет» в г. Алматы уровень загрязнения атмосферного воздуха в зимнее время ( январь 2021 г.) оценивался как очень высокий, в летнее время (июнь 2021 г.) уровень загрязнения атмосферного воздуха города, в целом оценивался как повышенный. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха города являются повышенные и неконтролируемые выбросы от автомобильного транспорта, теплоэлектрических центров и предприятий промышленности. При этом выбросы от автотранспорта преобладают выбросов других источников. В городе Алматы   на ноябрь 2020 г. было зарегистрировано 521367 единиц автомототранспортных средств. Количество выбросов вредных загрязняющих веществ от автомобильного транспорта по городу в год составляет 57071 тонн. Поставлена задача оценить существующего негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду города по выбросам от автотранспорта, в том числе грузового транспорта на предлагаемую территорию зоны специальной организации дорожного движения в центральной части города Алматы. Как показали расчеты, на территории зоны специальной организации дорожного движения в зоне ограничения работы транспорта происходит выброс загрязняющих веществ от автотранспорта в количестве 32742,3 т, из них 1636,6 т от дизельных грузовых автомобилей. При ограничении в специальной зоне работы дизельных грузовых автомобилей от автотранспорта выбрасываются 30750,5 т загрязняющих веществ. Введение запрета на движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т в специальной зоне позволяет снизить общие выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в окружающую среду на 6 %, а по отдельным особо вредным веществам до 30 %. Разработаны предложения по ограничению движения грузовых автомобилей в г. Алматы. Приведены предлагаемые порядки разрешения работы отдельных видов грузового транспорта в ограничительной зоне центральной части города. 

Биографии авторов

Еркин Джайлаубеков, Академия логистики и транспорта

к.т.н., профессор, академик Российской академии транспорта, Почетный автотранспортник Казахстана, Алматы, Казахстан, erkin.j@mail.ru

Елена Шпенст , ТОО "Научно - исследовательский институт транспорта и коммуникаций"

начальник отдела проектирования объектов автомобильного транспорта ТОО "Научно - исследовательский институт транспорта и коммуникаций", Алматы, Казахстан, shpenst777@mail.ru

Абылайхан Омархан , Управление городской мобильности города Алматы

руководитель отдела развития альтернативного транспорта, Управление городской мобильности города Алматы, Алматы, Казахстан,  ugm_transport@mail.ru

Библиографические ссылки

[1] World air quality ranking (AQI) (Мировой рейтинг по индексу качества воздуха (AQI), https://www.iqair.com/ru/world-air-quality-ranking.

[2] Ежемесячный информационный бюллетень о состоянии окружающей среды РГП «КАЗГИДРОМЕТ».https://www.kazhydromet.kz/ru/ecology/ezhemesyachnyy-informacionnyy-byulleten-o-sostoyanii-okruzhayuschey-sredy.

[3] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

[4] Computer program for calculating road transport emissions COPERT 5 (Компьютерная программа для расчета выбросов, создаваемых дорожным транспортом COPERT 5), https://copert.emisia.com/.

[5] Джайлаубеков Е.А., Алибеков Р.Д., Нартов М.А., Бекболатов Г.Ж. Компьютерная программа импорта большого массива информации и экспорта данных для программы COPERT и расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортных средств. Свидетельство о внесении в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом № 16143 от 26.03.2021 г.

Загрузки

Опубликован

25.06.2022

Как цитировать

Джайлаубеков, Е., Шпенст , . Е. ., & Омархан , А. . (2022). ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА АЛМАТЫ. Вестник КазАТК, 121(2), 648–655. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-648-655

Выпуск

Раздел

Экономика, Экология и безопасность жизнедеятельности