ОЦЕНКА КОЛЕБАНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ГРУНТА ПРИ ЩИТОВОЙ ПРОХОДКЕ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Авторы

  • Владимир Солоненко Академия логистики и транспорта
  • Нарзанкуль Махметова Академия логистики и транспорта
  • Жанат Мусаев Академия логистики и транспорта

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-120-1-19-30

Ключевые слова:

упругое полупространство, колебание, щитовая проходка, тоннель, продольная волна, поперечная волна

Аннотация

Проблемы оценки колебаний поверхности грунта, создаваемых подзем­ными источниками вибраций, стоят довольно остро, особенно в условиях городской застройки. При сооружении тоннелей метрополитенов щито­вым способом возникает динамическое воздействие при работе рабочих ме­ханизмов. Колебания, возникающие при разработке грунта ре­жущими механизмами щитового комплекса, при создании грунтового пригруза и нагнетании раствора за обделку, могут достигать дневной поверхности и вызывать значительные деформации. При проектировании протяженных подземных тоннелей, сооружаемых рядом с су­ществующими зданиями, необходимо оценить параметры динамического воз­действия на здания, возникающего при работе щитовых механизмов.

В работе рассматривается оценка динамических воздействий различных устройств и механизмов, используемых при проведении подзем­ных работ. На этом этапе решаются задачи колебаний поверх­ности упругого полупространства от различных точечных источников волн, расположенных на различной глубине с учетом отражённых от свободной по­верхности волн. Распределение напряжений и перемещений при распространении волн напряжений в упругой среде представляет со­бой сложную картину. В ограниченных средах картина распространения волн ещё больше усложняется из-за отражения волн от границ. Для оценки уровней колебаний поверхности грунта, создаваемых динамическими воздействиями различных устройств и ме­ханизмов при щитовой проходке, используется теорема взаимности. Динамические воздействия рабочих механизмов моделируются: си­лой, направленной вдоль оси щита, парой сил, двух пар сил без момен­та, комбинацией пары сил и продольной силы, комбинацией двух пар без мо­мента и продольной силы.

Биографии авторов

Владимир Солоненко , Академия логистики и транспорта

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, v.solonenko@alt.edu.kz 

Нарзанкуль Махметова, Академия логистики и транспорта

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, n.mahmetova@alt.edu.kz

Жанат Мусаев, Академия логистики и транспорта

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, m.zhanat@alt.edu.kz

Библиографические ссылки

[1] Rashidov T.R. Dynamic theory of seismic stability of complex systems of underground structures [In Russian: Dinamicheskaya teoriya seysmostoykosti slozhnykh sistem podzemnykh sooruzheniy], Tashkent, 1983. 180s.

[2] Tsepenyuk I.F., Proskurina S.F., Mardonov V.M., Mubarakov Y.N., Kayumov A.K. Seismic effects on buildings and buried structures [In Russian: Seysmicheskiye vozdeystviya na zdaniya i zaglublennyye sooruzheniya], Tashkent, 2006. 296s.

[3] Rashidov T.R., Dorman I.Y., Ishankhojaev A.A., Afendikov L.S., Gelman Y.G., Oganesov G.I. Seismic resistance of underpass tunnel structures [In Russian: Seysmostoykost' tonnel'nykh konstruktsiy metropolitenov], M., 1995. 120s.

[4] Napetvaridze Sh.G. Seismic stability of hydraulic structures [In Russian: Seysmostoykost' gidrotekhnicheskikh sooruzheniy], M., 1989. 216s.

[5] Fotieva N.N. Calculation of Underground Structures Support in Seismically Active Areas [In Russian: Raschet krepi podzemnykh sooruzheniy v seysmicheski aktivnykh rayonakh], M., 1980. 222s.

[6] Bulychev N.S. Calculation of multilayer tunnel liners of circular cross-section on seismic effects during earthquakes [In Russian: Raschet mnogosloynykh obdelok tonneley krugovogo secheniya na seysmicheskiye vozdeystviya pri zemletryaseniyakh], Tashkent, 1997. Kniga 2. S.37-40.

[7] Dorman I.Y. Seismic stability of transport tunnels [In Russian: Seysmostoykost' transportnykh tonneley], M., 1996. 176s.

[8] Yerzhanov J.S., Aytaliev Sh.M. Optimization of the shape of an underground structure subjected to seismic [In Russian: Optimizatsiya formy podzemnogo sooruzheniya, podverzhennogo seysmicheskomu vozdeystviyu], Tashkent. 1991. Kniga 2. S.50-52.

[9] Makhmetova N.M., V. G. Solonenko, S. T. Bekzhanova. The calculation of free oscillations of an anisotropic three-dimensional array of underground structures // News of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. Series of geology and technical sciences. ISSN 2224-5278. Volume 2, Number 422 (2017), Pages 175 – 184.

[10] Makhmetova N.M., V. G. Solonenko. Scientific substantiation of the use of special technologies in the construction of tunnels of subways. Almaty, KazATK printing house named after M. Tynyshpayev, 2018, 184 p.

[11] Aytaliev Sh.M., Alexeeva L.A., Zhanbyrbaev N.B. Boundary integral equations in dynamic problems of elasticity theory [In Russian: Granichnyye integral'nyye uravneniya v dinamicheskikh zadachakh teorii uprugosti], Vestnik AN KazSSR. 1995. №9. S.46-50.

Загрузки

Опубликован

25.03.2022

Как цитировать

Solonenko , . V. ., Makhmetova , N., & Musaev , Z. (2022). ОЦЕНКА КОЛЕБАНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ГРУНТА ПРИ ЩИТОВОЙ ПРОХОДКЕ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА. Вестник КазАТК, 120(1), 19–30. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-120-1-19-30

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия