МОДЕЛЬ ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЯДРА АСУ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕОДНОРОДНЫХ ПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-99-110Ключевые слова:
многокритериальная оптимизация, железнодорожные сети, автоматизированная система управления, планирование транспортных потоков, эксплуатационные ограничения, подвижной состав, оптимизация затратАннотация
В статье представлена математическая модель для автоматизированной системы управления (АСУ) планирования неоднородных транспортных потоков в сетях железнодорожного транспорта (ЖДТ). Модель базируется на многокритериальном подходе, включающем три взаимосвязанные целевые функции: минимизацию затрат, времени перевозки и оптимизацию использования подвижного состава (ПС). В модели в качестве ограничений приняты эксплуатационные затраты, штрафы за несоблюдение условий возврата вагонов, временные и ресурсные ограничения. Новизна подхода заключается в интеграции неоднородности потоков и динамических факторов, что позволяет адаптировать модель к реальным условиям эксплуатации на ЖДТ.
Библиографические ссылки
[1] Скалозуб, В. В., & Паник, Л. А. (2015). Моделирование неоднородных транспортных потоков с переменными тарифами. Транспортные системы и технологии перевозок, (10), 105–111.
[2] Скалозуб, В. В., & Паник, Л. А. (2018). Реализация динамических, конкурентных и нечетких моделей планирования многопродуктовых потоков в транспортных сетях. Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, (3 (75)), 113–127.
[3] Паник, Л. А. (2011). Автоматизация планирования неоднородных динамических потоков в транспортных сетях. Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, (36), 194–197.
[4] Скатков, А. В., & Тарасова, А. В. (2013). Системный анализ и оптимизация потоков в логистических неоднородных задачах. Оптимизация производственных процессов, (14), 201–207.
[5] Копылова, Е. В. (2021). Оптимизация пригородных пассажирских перевозок на основе методологии организации неоднородного (многоструйного) пассажиропотока. Фёдор Петрович Кочнев-выдающийся организатор транспортного образования и науки в России (pp. 302–307).
[6] Гималетдинов, К. В., Демеуова, К. Ж., & Бейсахметова, Ж. А. (2019). Вопросы эффективности использования железнодорожных транспортных коридоров республики Казахстан. Universum: экономика и юриспруденция, (5 (62)), 9–12.
[7] Высоцкая, В. (2020). Перспективы развития транзитного потенциала Казахстана железнодорожным транспортом. Экономика и бизнес: теория и практика, (12-1), 150–152.
[8] Блинцов, С. М., & Кенжебаева, Г. Ж. (2012). Проблемы логистизации железнодорожного транспорта Казахстана. Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, (1), 130–134.
[9] Жуковицкий, И. В., & Косолапов, А. А. (2016). Моделирование в процессе проектирования информационных систем на железнодорожном транспорте. Монография. 268–286 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Аяулым Оралбекова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











