МОДЕЛЬ ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЯДРА АСУ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕОДНОРОДНЫХ ПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Авторы

  • Бахытжан Ахметов International University оf Transport and Humanities
  • Валерий Лахно National University of Bioresources and Environmental Management of Ukraine https://orcid.org/0000-0001-9695-4543
  • Аяулым Оралбекова International University оf Transport and Humanities https://orcid.org/0000-0002-4030-0740
  • Айнагуль Токсанбаева International University оf Transport and Humanities https://orcid.org/0009-0009-2132-4171
  • Надира Тулепбек International University оf Transport and Humanities

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-99-110

Ключевые слова:

многокритериальная оптимизация, железнодорожные сети, автоматизированная система управления, планирование транспортных потоков, эксплуатационные ограничения, подвижной состав, оптимизация затрат

Аннотация

В статье представлена математическая модель для автоматизированной системы управления (АСУ) планирования неоднородных транспортных потоков в сетях железнодорожного транспорта (ЖДТ). Модель базируется на многокритериальном подходе, включающем три взаимосвязанные целевые функции: минимизацию затрат, времени перевозки и оптимизацию использования подвижного состава (ПС). В модели в качестве ограничений приняты эксплуатационные затраты, штрафы за несоблюдение условий возврата вагонов, временные и ресурсные ограничения. Новизна подхода заключается в интеграции неоднородности потоков и динамических факторов, что позволяет адаптировать модель к реальным условиям эксплуатации на ЖДТ.

Биографии авторов

Бахытжан Ахметов, International University оf Transport and Humanities

д.т.н., профессор, Алматы, Казахстан, bakhytzhan.akhmetov.54@mail.ru

Валерий Лахно, National University of Bioresources and Environmental Management of Ukraine

д.т.н., профессор, Киев, Украина,  valss21@ukr.net

Аяулым Оралбекова, International University оf Transport and Humanities

PhD, Алматы, Казахстан, ayaulym83@mail.ru

Айнагуль Токсанбаева, International University оf Transport and Humanities

докторант, Алматы, Казахстан, aina1407@mail.ru

Надира Тулепбек, International University оf Transport and Humanities

докторант, Алматы, Казахстан, tntalmaty0503@gmail.ru

Библиографические ссылки

[1] Скалозуб, В. В., & Паник, Л. А. (2015). Моделирование неоднородных транспортных потоков с переменными тарифами. Транспортные системы и технологии перевозок, (10), 105–111.

[2] Скалозуб, В. В., & Паник, Л. А. (2018). Реализация динамических, конкурентных и нечетких моделей планирования многопродуктовых потоков в транспортных сетях. Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, (3 (75)), 113–127.

[3] Паник, Л. А. (2011). Автоматизация планирования неоднородных динамических потоков в транспортных сетях. Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, (36), 194–197.

[4] Скатков, А. В., & Тарасова, А. В. (2013). Системный анализ и оптимизация потоков в логистических неоднородных задачах. Оптимизация производственных процессов, (14), 201–207.

[5] Копылова, Е. В. (2021). Оптимизация пригородных пассажирских перевозок на основе методологии организации неоднородного (многоструйного) пассажиропотока. Фёдор Петрович Кочнев-выдающийся организатор транспортного образования и науки в России (pp. 302–307).

[6] Гималетдинов, К. В., Демеуова, К. Ж., & Бейсахметова, Ж. А. (2019). Вопросы эффективности использования железнодорожных транспортных коридоров республики Казахстан. Universum: экономика и юриспруденция, (5 (62)), 9–12.

[7] Высоцкая, В. (2020). Перспективы развития транзитного потенциала Казахстана железнодорожным транспортом. Экономика и бизнес: теория и практика, (12-1), 150–152.

[8] Блинцов, С. М., & Кенжебаева, Г. Ж. (2012). Проблемы логистизации железнодорожного транспорта Казахстана. Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, (1), 130–134.

[9] Жуковицкий, И. В., & Косолапов, А. А. (2016). Моделирование в процессе проектирования информационных систем на железнодорожном транспорте. Монография. 268–286 с.

Опубликован

14.03.2025

Как цитировать

Ахметов, Б., Лахно, В. ., Оралбекова, А., Токсанбаева, А., & Тулепбек, Н. (2025). МОДЕЛЬ ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЯДРА АСУ ПЛАНИРОВАНИЯ НЕОДНОРОДНЫХ ПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ. Вестник КазАТК, 137(2), 99–110. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-99-110

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Категории


Цели в области устойчивого развития:

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>