ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-209-220Ключевые слова:
разработка обучающей платформы, концептуальная модель, функциональные модули платформы, уровни пользователей, иерархическая структура, онлайн-обучение, онлайн-курс, массовый открытый онлайн-курсАннотация
В данной статье рассматриваются ключевые аспекты создания модели платформы для реализации массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Авторы подчеркивают значимость MOOC в сфере образования и анализируют требования, необходимые для их эффективной реализации. В ходе исследования были сравнены такие платформы, как Coursera, edX, Udacity, Stepik, enbek.kz, а также изучены их функциональность, удобство интерфейса, мультимедийные возможности и уровень удовлетворения потребностей пользователей. Для разработки концептуальной модели платформы MOOC в статье применена модель ADDIE. Были учтены потребности пользователей платформы, включая студентов, преподавателей и администраторов. Описаны ключевые функциональные модули, такие как дизайн интерфейса, управление учебными материалами, система оценки, модуль сертификации. Кроме того, предлагается внедрение аналитических инструментов, использование мультимедийного контента и создание адаптивной системы обучения. Авторы уделяют особое внимание таким вопросам, как простота пользовательского интерфейса, адаптация платформы к мобильным устройствам и обеспечение безопасности данных для повышения эффективности платформы MOOC. Результаты опроса показывают важность разнообразия курсов и их доступности для пользователей. Представленная в статье концептуальная модель служит прочной основой для развития платформ MOOC и способствует улучшению качества онлайн-образования в Казахстане.
Библиографические ссылки
[1] Қазақстан Республикасында жоғары білімді және ғылымды дамытудың 2023 – 2029 жылдарға арналған тұжырымдамасы. ҚР Үкіметінің 2023 жылғы 28 наурыздағы № 248 қаулысы.
[2] Махмутова, М. В., Махмутов, Г. Р. Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – №1. – С. 486-498.
[3] Оспанова Н.Н., Аканова А.С. Методологические подходы разработки и внедрения модуля контент-анализа для открытых онлайн курсов/Монография. - Павлодар: Toraighyrov University, 2019. – 98 с.
[4] Baigusheva K.M., Baigabylov N.O., Jarassova G.S., Akanova A.S. Realization of Distance Educational Technologies on the Basis of Automated Informational System [Text]//Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Т. 89. – P. 436-439
[5] Chen X., Tang J. Remote Tutoring System of Ideological and Political Course Based on Mobile Client [Text]//Advanced Hybrid Information Processing: 6th EAI International Conference, ADHIP 2022, Changsha, China, September 29-30, 2022, Proceedings, Part I. – Cham: Springer Nature Switzerland. – 2023. – P. 339-352
[6] Запорожко В.В., Парфёнов Д.И. Разработка структурной модели массовых открытых онлайн-курсов на базе современных облачных образовательных платформ/ Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3 – С. 12-17
[7] Н. Н. Оспанова, А. С. Аканова, М. С. Байбусинова. Онлайн курс қосымшасының компьютерлік моделі//Торайғыров университетінің хабаршысы. ISSN 2710-3420. Энергетикалық сериясы. № 4. 2023. 273-286 бб.
[8] Shrivastava A., Shrivastava A. Decoding and designing massive open online courses (MOOCs) [Text]//Interactive Technology and Smart Education. – 2023. – Т. 20. – № 1. – P. 89–105.
[9] Alves, C., Monteiro, H. Integrating Exploitative and Explorative Thinking in Business Process Analysis: A Conceptual Model and Method [Text]//Revista de InformáticaTeórica e Aplicada. – 2021. – Т. 28. –No 1. – P. 47-62.
[10] L.Sh. Cherikbayeva, А.N. Zhumakhanova, D.T. Kassymova, Zh.Е. Erlan. Methods of using and creating massive open online courses in the educational process//Вестник ВКТУ. № 1, 2023. 241-254 стр.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Назира Оспанова, Акерке Аканова, Садуакас Байжуманов, Раушан Куанышева, Айжан Каирбаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.