ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-209-220

Ключевые слова:

разработка обучающей платформы, концептуальная модель, функциональные модули платформы, уровни пользователей, иерархическая структура, онлайн-обучение, онлайн-курс, массовый открытый онлайн-курс

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты создания модели платформы для реализации массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Авторы подчеркивают значимость MOOC в сфере образования и анализируют требования, необходимые для их эффективной реализации. В ходе исследования были сравнены такие платформы, как Coursera, edX, Udacity, Stepik, enbek.kz, а также изучены их функциональность, удобство интерфейса, мультимедийные возможности и уровень удовлетворения потребностей пользователей. Для разработки концептуальной модели платформы MOOC в статье применена модель ADDIE. Были учтены потребности пользователей платформы, включая студентов, преподавателей и администраторов. Описаны ключевые функциональные модули, такие как дизайн интерфейса, управление учебными материалами, система оценки, модуль сертификации. Кроме того, предлагается внедрение аналитических инструментов, использование мультимедийного контента и создание адаптивной системы обучения. Авторы уделяют особое внимание таким вопросам, как простота пользовательского интерфейса, адаптация платформы к мобильным устройствам и обеспечение безопасности данных для повышения эффективности платформы MOOC. Результаты опроса показывают важность разнообразия курсов и их доступности для пользователей. Представленная в статье концептуальная модель служит прочной основой для развития платформ MOOC и способствует улучшению качества онлайн-образования в Казахстане.

Биографии авторов

Назира Оспанова, Toraighyrov University

к.п.н.,  Павлодар,  Казахстан, nazira_n@mail.ru

Акерке Аканова, Seifullin University

PhD, Астана, Казахстан, akerkegansaj1995@gmail.com

Садуакас Байжуманов, Toraighyrov University

старший преподаватель, Павлодар, Казахстан, b_saduakas@mail.ru

Раушан Куанышева, Toraighyrov University

старший преподаватель, Павлодар, Казахстан, raushankuanysh77@mail.ru

Айжан Каирбаева, Toraighyrov University

старший преподаватель, Павлодар, Казахстан, aizhan0212@mail.ru

Библиографические ссылки

[1] Қазақстан Республикасында жоғары білімді және ғылымды дамытудың 2023 – 2029 жылдарға арналған тұжырымдамасы. ҚР Үкіметінің 2023 жылғы 28 наурыздағы № 248 қаулысы.

[2] Махмутова, М. В., Махмутов, Г. Р. Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – №1. – С. 486-498.

[3] Оспанова Н.Н., Аканова А.С. Методологические подходы разработки и внедрения модуля контент-анализа для открытых онлайн курсов/Монография. - Павлодар: Toraighyrov University, 2019. – 98 с.

[4] Baigusheva K.M., Baigabylov N.O., Jarassova G.S., Akanova A.S. Realization of Distance Educational Technologies on the Basis of Automated Informational System [Text]//Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Т. 89. – P. 436-439

[5] Chen X., Tang J. Remote Tutoring System of Ideological and Political Course Based on Mobile Client [Text]//Advanced Hybrid Information Processing: 6th EAI International Conference, ADHIP 2022, Changsha, China, September 29-30, 2022, Proceedings, Part I. – Cham: Springer Nature Switzerland. – 2023. – P. 339-352

[6] Запорожко В.В., Парфёнов Д.И. Разработка структурной модели массовых открытых онлайн-курсов на базе современных облачных образовательных платформ/ Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3 – С. 12-17

[7] Н. Н. Оспанова, А. С. Аканова, М. С. Байбусинова. Онлайн курс қосымшасының компьютерлік моделі//Торайғыров университетінің хабаршысы. ISSN 2710-3420. Энергетикалық сериясы. № 4. 2023. 273-286 бб.

[8] Shrivastava A., Shrivastava A. Decoding and designing massive open online courses (MOOCs) [Text]//Interactive Technology and Smart Education. – 2023. – Т. 20. – № 1. – P. 89–105.

[9] Alves, C., Monteiro, H. Integrating Exploitative and Explorative Thinking in Business Process Analysis: A Conceptual Model and Method [Text]//Revista de InformáticaTeórica e Aplicada. – 2021. – Т. 28. –No 1. – P. 47-62.

[10] L.Sh. Cherikbayeva, А.N. Zhumakhanova, D.T. Kassymova, Zh.Е. Erlan. Methods of using and creating massive open online courses in the educational process//Вестник ВКТУ. № 1, 2023. 241-254 стр.

Опубликован

07.02.2025

Как цитировать

Оспанова, Н., Аканова, А., Байжуманов, С., Куанышева, Р. ., & Каирбаева, А. (2025). ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ . Вестник КазАТК, 137(2), 209–220. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-209-220

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Категории