ОПТИМИЗАЦИЯ КИСЛОРОДНОЙ СИСТЕМЫ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА СЕМЕЙСТВА AIRBUS A318/A319/A320/A321

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-136-1-35-45

Ключевые слова:

воздушное судно, летный экипаж, кислородная система, Airbus A318/A319/A320/A321, безопасность полетов, гипоксия, взрывная разгерметизация, разрывная мембрана, пружинный клапан

Аннотация

Организм человека и других млекопитающих является аэробным, для его нормального функционирования необходим постоянный доступ кислорода. Потеря кислорода может привести к быстрой деградации клеток и органов, что в конечном итоге приведет к потере сознания и смерти. Скорость потери сознания без доступа кислорода зависит от нескольких факторов, как уровень физической нагрузки, окружающая температура, наличие заболеваний и общее состояние здоровья. Потеря сознания или смерть может наступить в течение нескольких минут после прекращения поступления кислорода в организм в результате гипоксии органов и систем организма. Нехватка кислорода в кабине летного экипажа воздушного судна может повлечь головокружение, тошноту, дезориентацию и потерю сознания пилотами, что неминуемо приведет к серьезным последствиям для безопасности полета вследствие утраты контроля над самолетом, что неминуемо приведет к серьезным последствиям для безопасности полета вследствие аварии. Потеря сознания или смерть пилотов в результате гипоксии является критической ситуацией, поэтому необходимо принимать меры для ее предотвращения. Одной из важнейших составляющих безопасности полетов является система подачи кислорода в кабину летного экипажа воздушного судна, особенно в условиях взрывной разгерметизации. На борту самолетов семейства Airbus A318/A319/A320/A321 при увеличении температуры в отсеке для кислородного баллона предусмотрен неминуемый выброс всего кислорода через клапан с разрывной мембраной, шланг для избыточного давления и сбросной порт. В итоге, на протяжении оставшейся части полета у членов летного экипажа не будет доступа к кислороду на случай резкого снижения его концентрации в кабине пилотов.

Биографии авторов

Айдос Молдабеков, Civil Aviation Academy

к.х.н., ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, a.moldabekov@agakaz.kz

Алмас Битенов, Civil Aviation Academy

магистр, Алматы, Казахстан, a.bitenov@agakaz.kz

Бакытгуль Бейсембаева, Civil Aviation Academy

магистр, Алматы, Казахстан, b.beisembayeva@agakaz.kz

Шолпан Кошанова, Civil Aviation Academy

магистр, Алматы, Казахтан, s.koshanova@agakaz.kz

Дмитрий Ким, Civil Aviation Academy

к.т.н, профессор, Алматы, Казахстан, spartakuly@yandex.kz

Библиографические ссылки

[1] Шлапакова Т.И., Костин Р.К., Тягунова Е.Е. Активные формы кислорода: участие в клеточных процессах и развитии патологии / Биоорганическая химия. – Т. 46. – №5. – 2020. – С. 466–485. https://doi.org/10.31857/S013234232005022X.

[2] Novaes C.E. et al. Association of statins with peak oxygen consumption in 4,941 adults: A cross-sectional study / IJC Heart & Vasculature. – Vol. 53. – 2024. – PP. – 1–7. https://doi.org/10.1016/j.ijcha.2024.101471.

[3] Giuffre’a A., Colonnaa P., De Servi C. Dynamic thermal model of passenger aircraft for the estimation of the cabin cooling and heating requirements / Applied Thermal Engineering. – №244. – 2024. – PP. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.applthermaleng.2024.122641.

[4] Maiera J. et al. Evaluation of a next generation oxygen system – assessment of usability, comfort and human performance / Transportation Research Procedia. – №66. – 2022. – PP. 97–108. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.12.011.

[5] Kameníková I. et al. Application of the single-engine taxi-out procedure for commercial transport, focusing on the Airbus A320 fleet / Transportation Research Procedia. – Vol. 65. – 2022. – PP. 126–132. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.11.015.

[6] Zong-hao Ye et al. Effects of adjusting ring and spring stiffness on fluid dynamics of steam spring-loaded safety valve / Nuclear Engineering and Technology. – Vol. 1. – 2024. – PP. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.net.2024.11.040.

[7] Cao K. et al. A serialized civil aircraft R&D cost estimation model considering commonality based on BP algorithm / Chinese Journal of Aeronautics. – Vol. 35. – №4. – 2022. – РР. 253–265. https://doi.org/10.1016/j.cja.2021.04.013.

[8] Об утверждении Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под давлением / Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №358.

[9] Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 1972. – 721 с.

[10] Liu K., Gao F. Coordination optimisation of energy and manufacturingflow for industry integrated energy system / IET Gener. Transm. Distrib. – №16. – 2022. – PP. 3719–3733. https://doi.org/10.1049/gtd2.12559.

[11] Brkić V, Zelenika I, Mijić P, Medved I. Underground Gas Storage Process Optimisation with Respect to Reservoir Parameters and Production Equipment. Energies. 2021; 14(14):4324. https://doi.org/10.3390/en14144324.

[12] Levi T., Fujii T. Microfluidic Neurons, a New Way in Neuromorphic Engineering? Micromachines. 2016; 7(8):146. https://doi.org/10.3390/mi7080146.

Загрузки

Опубликован

22.12.2024

Как цитировать

Молдабеков, А., Битенов, А., Бейсембаева, Б., Кошанова, Ш., & Ким, Д. (2024). ОПТИМИЗАЦИЯ КИСЛОРОДНОЙ СИСТЕМЫ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА СЕМЕЙСТВА AIRBUS A318/A319/A320/A321. Вестник КазАТК, 136(1), 35–45. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-136-1-35-45

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия

Категории


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>