ОПТИМИЗАЦИЯ КИСЛОРОДНОЙ СИСТЕМЫ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА СЕМЕЙСТВА AIRBUS A318/A319/A320/A321
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-136-1-35-45Ключевые слова:
воздушное судно, летный экипаж, кислородная система, Airbus A318/A319/A320/A321, безопасность полетов, гипоксия, взрывная разгерметизация, разрывная мембрана, пружинный клапанАннотация
Организм человека и других млекопитающих является аэробным, для его нормального функционирования необходим постоянный доступ кислорода. Потеря кислорода может привести к быстрой деградации клеток и органов, что в конечном итоге приведет к потере сознания и смерти. Скорость потери сознания без доступа кислорода зависит от нескольких факторов, как уровень физической нагрузки, окружающая температура, наличие заболеваний и общее состояние здоровья. Потеря сознания или смерть может наступить в течение нескольких минут после прекращения поступления кислорода в организм в результате гипоксии органов и систем организма. Нехватка кислорода в кабине летного экипажа воздушного судна может повлечь головокружение, тошноту, дезориентацию и потерю сознания пилотами, что неминуемо приведет к серьезным последствиям для безопасности полета вследствие утраты контроля над самолетом, что неминуемо приведет к серьезным последствиям для безопасности полета вследствие аварии. Потеря сознания или смерть пилотов в результате гипоксии является критической ситуацией, поэтому необходимо принимать меры для ее предотвращения. Одной из важнейших составляющих безопасности полетов является система подачи кислорода в кабину летного экипажа воздушного судна, особенно в условиях взрывной разгерметизации. На борту самолетов семейства Airbus A318/A319/A320/A321 при увеличении температуры в отсеке для кислородного баллона предусмотрен неминуемый выброс всего кислорода через клапан с разрывной мембраной, шланг для избыточного давления и сбросной порт. В итоге, на протяжении оставшейся части полета у членов летного экипажа не будет доступа к кислороду на случай резкого снижения его концентрации в кабине пилотов.
Библиографические ссылки
[1] Шлапакова Т.И., Костин Р.К., Тягунова Е.Е. Активные формы кислорода: участие в клеточных процессах и развитии патологии / Биоорганическая химия. – Т. 46. – №5. – 2020. – С. 466–485. https://doi.org/10.31857/S013234232005022X.
[2] Novaes C.E. et al. Association of statins with peak oxygen consumption in 4,941 adults: A cross-sectional study / IJC Heart & Vasculature. – Vol. 53. – 2024. – PP. – 1–7. https://doi.org/10.1016/j.ijcha.2024.101471.
[3] Giuffre’a A., Colonnaa P., De Servi C. Dynamic thermal model of passenger aircraft for the estimation of the cabin cooling and heating requirements / Applied Thermal Engineering. – №244. – 2024. – PP. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.applthermaleng.2024.122641.
[4] Maiera J. et al. Evaluation of a next generation oxygen system – assessment of usability, comfort and human performance / Transportation Research Procedia. – №66. – 2022. – PP. 97–108. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.12.011.
[5] Kameníková I. et al. Application of the single-engine taxi-out procedure for commercial transport, focusing on the Airbus A320 fleet / Transportation Research Procedia. – Vol. 65. – 2022. – PP. 126–132. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.11.015.
[6] Zong-hao Ye et al. Effects of adjusting ring and spring stiffness on fluid dynamics of steam spring-loaded safety valve / Nuclear Engineering and Technology. – Vol. 1. – 2024. – PP. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.net.2024.11.040.
[7] Cao K. et al. A serialized civil aircraft R&D cost estimation model considering commonality based on BP algorithm / Chinese Journal of Aeronautics. – Vol. 35. – №4. – 2022. – РР. 253–265. https://doi.org/10.1016/j.cja.2021.04.013.
[8] Об утверждении Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под давлением / Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №358.
[9] Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 1972. – 721 с.
[10] Liu K., Gao F. Coordination optimisation of energy and manufacturingflow for industry integrated energy system / IET Gener. Transm. Distrib. – №16. – 2022. – PP. 3719–3733. https://doi.org/10.1049/gtd2.12559.
[11] Brkić V, Zelenika I, Mijić P, Medved I. Underground Gas Storage Process Optimisation with Respect to Reservoir Parameters and Production Equipment. Energies. 2021; 14(14):4324. https://doi.org/10.3390/en14144324.
[12] Levi T., Fujii T. Microfluidic Neurons, a New Way in Neuromorphic Engineering? Micromachines. 2016; 7(8):146. https://doi.org/10.3390/mi7080146.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Dmitriy Kim

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.