РАСЧЕТ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ТРЕХМЕРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-138-3-67-76Ключевые слова:
сейсмическая нагрузка, устойчивость, надежность, грунтовой массив, обделкаАннотация
Исследование сейсмостойкости подземных сооружений различного назначения под действием динамических нагрузок и оценка надежности их конструктивных элементов является одним из сложных задач механики деформируемого твердого тела. Разработка экономически рациональных конструкций сооружений с учетом ресурсосберегающих технологий представляет не только огромный теоретически интерес, но и практически интерес с точки зрения выбора оптимальной технологии строительства. Проблемы сейсмостойкого строительства является сложной инженерной задачей. На конструкции, возводимые в сейсмических районах, в основном воздействуют нагрузки, подчиняющиеся случайным закономерностям, в связи с чем задача определения эффекта такого воздействия аналитическими методами чрезвычайно сложна. Кроме того, трудно переоценить значение инженерного анализа последствий землетрясений, который позволяет установить типичные повреждения подземных конструкций и произвести сравнительную оценку сейсмостойкости их в целом. Фактические данные о поведении подземных сооружений позволяют установить относительную сейсмостойкость и разработать общие рекомендации. Правильная оценка сейсмических воздействий важна, также в экономическом плане. Недооценка последствий землетрясения может привести к значительным капиталовложениям, а переоценка возможных разрушений подземных сооружений вызывает неоправданные затраты. Данная работа посвящена изучению сейсмостойкости пространственных подземных сооружений, заложенных в анизотропном массиве с наклонной плоскостью изотропии, с привлечением универсального численного метода – метода конечных элементов. На основе анализа численных результатов сделаны конкретные практические рекомендации о надежности и прочности элементов конструкций трехмерных подземных сооружений с учетом таких важных факторов, как анизотропия грунтового массива, направления падения сейсмической волны, технология возведения подземных сооружений.
Библиографические ссылки
[1] Seismic Analysis of Safety-Related Nuclear Structures and Commentary on Standard for Analysis Safety-Related Nuclear Structures // ASCE Standard. 1986.
[2] Zienkiewicz O.C. and Taylor R.L. (2005). The Finite Element for Solid and Structural. Mechanics. Sixth edition. McGraw-Hill, 631.
[3] Махметова Н.М., Солоненко В.Г. Метод конечных элементов в задачах транспортного строительства: учебное пособие/ Н.М. Махметова, В.Г. Солоненко. – Алматы: КазАТК, 2013. – 441с.
[4] Бондарь И.С., Махметова Н.М., Квашнин М.Я. Расчет железобетонных предварительно напряженных конструкций с учетом трещинообразования. Вестник КазАТК, 2023, №2(125), с.16-24.
[5] Бондарь И.С., Махметова Н.М., Квашнин М.Я., Хасенов С.С. Определение напряженного состояния и динамических коэффициентов балочных мостов. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения, 2023, № 4 (67), с. 92–100.
[6] Солоненко В.Г., Махметова Н.М., Ивановцева Н.В. Исследование динамики подземных сооружений при транспортных нагрузках с учетом технологии строительства. Монография. - Алматы, Издательский дом АЛиТ, 2024
[7] Клованич С.Ф. Метод конечных элементов в нелинейных расчетах пространственных железобетонных конструкций / Клованич С.Ф., Безушко Д.И. – Одесса: изд-во ОНМУ, 2009. – 89 с
[8] V. Solonenko, N. Mahmetova, V. Nikolaev, S. Bekzhanova, M. Ya. Kvashnin, I.S. Bondar, S. Mirzabaev. Analysis of the stress-strain state of travel pipes with the use of hardware and software complex. News of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. Series of geology and technical sciences. Volume 1, Number 439 (2020), Pages 181 – 188, https://doi.org/10.32014/2020.2518-170X.22
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Нарзанкуль Махметова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











