АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГИБРИДНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-135-6-223-231Ключевые слова:
гибридный интеллект, системы управления, архитектура, искусственный интеллект, оптимизация процессов, бизнес-процессы, машинное обучение, экспертные системы, цифровая трансформация, автоматизация принятия решенийАннотация
В статье представлено исследование архитектуры систем управления на основе гибридного интеллекта, которая сочетает возможности искусственного интеллекта (ИИ) и человеческого опыта для повышения эффективности и адаптивности бизнес-процессов. Актуальность работы обусловлена растущими требованиями к интеллектуализации управления предприятиями в условиях цифровой трансформации. Описаны ключевые архитектурные элементы таких систем, включая методы машинного обучения, прогнозной аналитики, обработки естественного языка и экспертных систем, а также их интеграция в единую платформу управления. Особое внимание уделено вопросам оптимизации процессов принятия решений за счет сочетания автоматизированного анализа данных с интуицией и экспертными оценками специалистов. Рассматриваются примеры успешного применения гибридных интеллектуальных систем в различных отраслях экономики, что подтверждает их высокую эффективность в условиях неопределенности и динамично меняющихся рынков. Автор анализирует перспективы развития гибридного интеллекта как инструмента стратегического управления, способного значительно улучшить производительность и конкурентоспособность современных предприятий.
Библиографические ссылки
[1] Gurtovoy, A. G., Ivanov, V. P. Architecture of Intelligent Management Systems. — Moscow: Fizmatlit, 2012. — 340 p. ISBN 978-5-9221-1423-5.
[2] Kuzmin, A. V. Information Systems and Technologies in Enterprise Management. — Saint Petersburg: Piter, 2015. — 450 p. ISBN 978-5-459-01547-8.
[3] Shcherbakov, A. I., Lipunov, A. A. Artificial Intelligence and Hybrid Systems. — Moscow: Logos, 2017. — 512 p. ISBN 978-5-98704-987-3.
[4] Prokhorov, V. A. Intelligent Management Systems. — Moscow: Vysshaya Shkola, 2013. — 520 p. ISBN 978-5-7598-0792-4.
[5] Grinev, A. P. Innovative Approaches in Enterprise Management Using AI. — Novosibirsk: Nauka, 2014. — 330 p. ISBN 978-5-02-038690-8.
[6] Halpern D. Inside the Nudge Division: How Small Changes Can Make a Big Difference. — Ebury Press, 2016.
[7] Thaler R., Sunstein S. Nudging: Improving Decision-making about Health, Wealth, and Happiness. — Yale University Press, 2008.
[8] Philip Kotler. Marketing Prospects — Sustainability. Journal of Business & Industrial Marketing. Issue: No. 19.
[9] Groh A. Marketing & Manipulation. — Aachen: Shaker, 2008. ISBN 978-3-8322-7018-6.
[10] Filippov, E. A., Lazarev, I. V. Hybrid Systems in Business Process Management. — Moscow: Forum Publishing House, 2019. — 380 p. ISBN 978-5-00091-320-8.
[11] Gusev, I. V., Solovyov, M. P. Models and Methods of Management Based on Hybrid Intelligence. — Saint Petersburg: Polytech-Press, 2020. — 290 p. ISBN 978-5-7422-5193-4.
[12] Belyanin A. V. Richard Thaler and Behavioral Economics: From Lab Experiments to Nudge Practice // Voprosy Ekonomiki. — 2018. — No. 1. — Pp. 5–25.
[13] Cialdini R. How Are We Being Manipulated. Date of Application: 05.04.2024. https://megaplan.ru/blog/books/manipulation/.
[14] Levin, A. N. Architecture of Information Systems for Enterprise Management. — Kazan: Kazan University, 2018. — 400 p. ISBN 978-5-6041479-3-2.
[15] Kovalyov, V. V. Intelligent Decision Support Systems. — Moscow: Ekonomika, 2016. — 480 p. ISBN 978-5-282-04055-8.
[16] Evans J. R., Berman B. Marketing. — Moscow: Ekonomika, 1990. — 350 p.
[17] Troitsky, I. B. Artificial Intelligence Systems in Organization Management. — Moscow: Finansy i Statistika, 2020. — 370 p. ISBN 978-5-8002-0437-9.
[18] Traut D. The Immutable Laws of Marketing.
[19] Golubev, D. M., Nikitin, E. V. Hybrid Systems and Their Application in Management. — Novosibirsk: Nauka, 2021. — 410 p. ISBN 978-5-02-038890-1.
[20] Gerasimov, N. V. Innovations in Management Using Intelligent Systems. — Tomsk: Tomsk State University, 2018. — 350 p. ISBN 978-5-7511-2631-8.
[21] Gigerencer G. Understanding Risks: How to Choose the Right Course. — Moscow: KoLibri, Azbuka-Attikus, 2015.
[22] Romanov, K. P. Application of Hybrid Intelligent Systems in Production Management. — Voronezh: VSU Publishing House, 2019. — 460 p. ISBN 978-5-9273-3360-7.
[23] Sendidzh C. I. Advertising: Theory and Practice. — Moscow: Progress, 1989. — 620 p.
[24] Gorbunov, A. V. Enterprise Management Using Hybrid Systems. — Moscow: Dashkov i Ko, 2017. — 345 p. ISBN 978-5-394-03247-1.
[25] Karasev, Yu. I. Forecasting and Planning in Intelligent Management Systems. — Saint Petersburg: Piter, 2020. — 420 p. ISBN 978-5-4461-2001-2.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Женис Багисов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.