ИЗУЧЕНИЕ ПАТТЕРНОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО И КИБЕРОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-138-3-344-354

Ключевые слова:

информационная безопасность, кибернетическая образовательная система, цифровые следы, цифровые двойники, паттерны поведения

Аннотация

В статье показано, что метод получения максимальных последовательных паттернов кибербезопасного поведения пользователей на основе секвенциального анализа цифровых следов (ЦС) обладает рядом преимуществ в обеспечении информационной безопасности (ИБ) кибернетической образовательной системы университета (КОСУ). В частности, на базе метода получения максимальных последовательных паттернов кибербезопасного поведения пользователей на основе секвенциального анализа ЦС можно обнаруживать аномальное поведение пользователей в КОСУ. А это может указывать на потенциальные угрозы для ИБ КОСУ в целом, и ее отдельных компонентов, например, таких, как цифровые двойники (ЦД) учебных дисциплин и студентов. Установлено, что последовательный анализ ЦС позволит системе обнаруживать новые или ранее неизвестные угрозы ИБ, поскольку КОСУ и ее контуры безопасности смогут оперативно адаптироваться к изменениям в шаблонах поведения пользователей при взаимодействии с цифровыми двойниками учебных дисциплин. Показано, что путем изучения последовательных паттернов киберопасного поведения пользователей, можно выявлять типичные сценарии использования системы, что способствует выявлению нормального поведения пользователей от аномального.

Биографии авторов

Кайырбек Макулов, Yessenov University

к.э.н., Актау, Казахстан, kaiyrbek.makulov@yu.edu.kz

Лазат Кыдыралина, Shakarim University

PhD, Семей, Казахстан, lazat_75@mail.ru

Акбала Абуова, International University оf Transport and Humanities

PhD, ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, abuovaakbala@gmail.com

Нургазы Курбаниязов, Farabi University

докторант, Алматы, Казахстан, kurbaniyazov.nk@gmail.com

Мирослав Лахно, National University of Bioresources and Environmental Management of Ukraine

магистр, Киев, Украина, lvaua21@gmail.com

Библиографические ссылки

[1] Miroshnikova, T. (2020). Innovative Technologies in Education. In E3S Web of Conferences (Vol. 210, p. 18135). EDP Sciences.

[2] Zacher, S. (2020). Digital twins for education and study of engineering sciences. International Journal on Engineering, Science and Technology, 2(2), 61-69.

[3] Kartashova, L. A., Gurzhii, A. M., Zaichuk, V. O., Sorochan, T. M., & Zhuravlev, F. M. (2020). Digital twin of an educational institution: an innovative concept of blended learning. In Proceedings of the symposium on advances in educational technology, aet. 300-309.

[4] Smirnov, I. (2018, June). Predicting PISA scores from students’ digital traces. In Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media (Vol. 12, No. 1).

[5] Ye, D., & Pennisi, S. (2022). Using trace data to enhance Students' self-regulation: A learning analytics perspective. The Internet and Higher Education, 54, 100855.

[6] Kureychik, V. V., Bova, V. V., & Kravchenko, Yu. A. (2020). Metod poiska posledovatelnykh patternov povedeniya polzovateley v internet-prostranstve. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Tekhnicheskie nauki, (4 (214)), 6-21.

[7] Wedyan S. Review and Comparison of Associative Classification Data Mining Approaches, International Journal of Computer, Information, Systems and Control Engineering, 2014, Vol. 8, pp. 34-45.

[8] Husák, M., Kašpar, J., Bou-Harb, E., & Čeleda, P. (2017, August). On the sequential pattern and rule mining in the analysis of cyber security alerts. In Proceedings of the 12th International Conference on Availability, Reliability and Security (pp. 1-10).

[9] Buczak, A. L., Berman, D. S., Yen, S. W., Watkins, L. A., Duong, L. T., & Chavis, J. S. (2017, April). Using sequential pattern mining for common event format (CEF) cyber data. In Proceedings of the 12th annual conference on cyber and information security research (pp. 1-4).

[10] Hossain, M., Sattar, A. S., & Paul, M. K. (2019, December). Market basket analysis using apriori and FP growth algorithm. In 2019 22nd international conference on computer and information technology (ICCIT) (pp. 1-6). IEEE.

Опубликован

04.05.2025

Как цитировать

Макулов, К., Кыдыралина, Л., Абуова, А., Курбаниязов, Н., & Лахно, М. (2025). ИЗУЧЕНИЕ ПАТТЕРНОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОГО И КИБЕРОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ. Вестник КазАТК, 138(3), 344–354. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-138-3-344-354

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Категории


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)