МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА СТАНЦИИ

Авторы

  • Бәдетбек Бақытбек Mukhametzhan Tynyshbayev ALT University
  • Гульфариза Сулейменова Mukhametzhan Tynyshbayev ALT University
  • Алғазы Жауыт Energo University https://orcid.org/0000-0003-3905-6928

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-152-160

Ключевые слова:

движение поездов, железнодорожная станция, электроцентрализация, алгоритм, надежность системы

Аннотация

Эффективный контроль движения поездов на железнодорожной станции является важнейшим аспектом обеспечения безопасности, эффективности и надежности на железнодорожном транспорте. В данной статье представлена ​​подробная модель алгоритма работы электрической централизации, предназначенная для улучшения контроля и управления движением поездов внутри станции. Алгоритм объединяет основные компоненты железнодорожной сети, включая сигналы, стрелочные переводы, пути и системы блокировки, в единую структуру логики управления. Он направлен на оптимизацию использования путей, минимизацию задержек и предотвращение конфликтных движений за счет динамической настройки маршрута и механизмов обнаружения конфликтов. Предлагаемая модель подчеркивает важность протоколов безопасности, включающих механизмы отказоустойчивости и резервирование для поддержания надежности системы. Логика управления предназначена для обработки данных в реальном времени о положениях поездов, расписаниях и состоянии путей, что позволяет динамически регулировать сигналы и переключатели в соответствии с меняющимися условиями и приоритетами. Для проверки эффективности алгоритма разработана среда моделирования, позволяющая проводить тестирование различных сценариев и тонкую настройку логики управления. Результаты демонстрируют способность алгоритма эффективно управлять движением поездов, соблюдая при этом стандарты безопасности. Это исследование способствует совершенствованию систем железнодорожной сигнализации и управления, предоставляя надежное масштабируемое решение для электрической централизации, что в конечном итоге повышает эксплуатационную эффективность и безопасность движения поездов на железнодорожных станциях.

Биографии авторов

Бәдетбек Бақытбек, Mukhametzhan Tynyshbayev ALT University

магистр, Алматы, Казахстан, bakytbekbadetbek@gmail.com

Гульфариза Сулейменова, Mukhametzhan Tynyshbayev ALT University

к.т.н, ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, g.suleimenova@alt.edu.kz

Алғазы Жауыт, Energo University

PhD, ассоциированный профессор, Алматы, Казахстан, a.zhauyt@aues.kz

Библиографические ссылки

[1] Feng, C. An Improved of Information Transmission Mode of High-Speed Railway Centralized Traffic Control System. In Proceedings of the 2019 11th International Conference on Measuring Technology and Mechatronics Automation (ICMTMA), Qiqihar, China, 28–29 April 2019; pp. 327–331.

[2] Feng, G.; Wei, X. Research on Function Test Method of Intelligent High-speed Railway Centralized Traffic Control System. In Proceedings of the 2021 36th Youth Academic Annual Conference of Chinese Association of Automation (YAC), Nanchang, China, 28–30 May 2021; pp. 104–108.

[3] Corman, F.; Meng, L. A Review of Online Dynamic Models and Algorithms for Railway Traffic Management. IEEE Trans. Intell. Transp. Syst. 2015, 16, 1274–1284.

[4] Jensen, K.; Kristensen, L.M. Coloured Petri Nets: Modelling and Validation of Concurrent Systems; Springer: Berlin/Heidelberg, Germany, 2009.

[5] Wu, D.; Schnieder, E. Scenario-Based Modeling of the On-Board of a Satellite-Based Train Control System with Colored Petri Nets. IEEE Trans. Intell. Transp. Syst. 2016, 17, 3045–3061.

[6] Wu, D.; Lu, D.; Tang, T. Qualitative and Quantitative Safety Evaluation of Train Control Systems (CTCS) With Stochastic Colored Petri Nets. IEEE Trans. Intell. Transp. Syst. 2021, 1–16.

[7] Jansen, L.; Zu Horste, M.M.; Schnieder, E. Technical Issues in Modelling the European Train Control System (ETCS) Using Coloured Petri Nets and the Design/CPN Tools. 1998. Available online: (accessed on 16 July 2022)

https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.44.6992&rep=rep1&type=pdf.

[8] Zu Hörste, M.; Hungar, H.; Schnieder, E. Modelling Functionality of Train Control Systems Using Petri Nets; Towards a Formal Methods Body of Knowledge for Railway Control and Safety Systems. 2013, p. 46. Available online: https://elib.dlr.de/88274/1/PR_TS_PetriNets_130823_02.pdf (accessed on 16 July 2022).

Загрузки

Опубликован

30.01.2025

Как цитировать

Bakytbek, B., Suleimenova, G., & Zhaуut A. (2025). МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА СТАНЦИИ. Вестник КазАТК, 137(2), 152–160. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-137-2-152-160

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Категории


Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.