КОНТРОЛЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТА НА АВИАСИМУЛЯТОРЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА С АТОМНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОКОЙ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-131-2-34-43Ключевые слова:
атомолет, атомная силовая установка, ядерный реактор, активная зона, теплообменник, тепловыделяющий элемент, радиационная безопасность, тренажерная подготовкаАннотация
Тренажерная подготовка является неотъемлемой частью обучения пилота и предваряет практический налет на каждом отдельном типе воздушного судна, фактически обеспечивая его безопасную летную эксплуатацию. Существующие программы тренажерной подготовки, несмотря на многократную апробацию временем и опытом высококвалифицированных пилотов и инструкторов, продолжают совершенствоваться главным образом в связи с появлением новых типов воздушных судов. В настоящее время создание, техническая и летная эксплуатация самолетов с атомной силовой установкой, от использования которых ведущие ядерные державы – США и СССР – отказались еще в 60-70-е годы ХХ века в связи с повышенным уровнем радиационной опасности при аварии и доз индивидуального облучения пилотов в процессе повседневной работы, приобретают новую актуальность в связи с применением реакторов, работающих на низкообогащенном урановом топливе UO2 (с обогащением по 235U до 20%) при прежней высокой плотности энерговыделения по сравнению с авиационным бензином или керосином и обеспечиваемой за счет этого длительности беспосадочного полета в течение нескольких десятков часов. В статье предложены параметры безопасной работы атомной силовой установки перспективного самолета, контроль которых следует отрабатывать в процессе тренажерной подготовки во избежание повышенного облучения членов экипажа, радиационных аварий на реакторе и связанных с ними авиационных происшествий.
Библиографические ссылки
[1] Гигиенические нормативы к обеспечению радиационной безопасности. – Приказ Мини-стра здравоохранения Республики Казахстан. – 2.08.2022. – № ҚР ДСМ-71. – 132 с.
[2] Крылов М.Э., Низамова А.Ш. Атомные реакторы. История и направления развития // Neftegaz.RU. – №8(128). – М.: ООО Информационное агентство Neftegaz.RU, 2022. – С. 82–85.
[3] Кузнецов Б.В., Прошкина Л.А., Прошкин В.Н. Методы повышения полноты моделиро-вания обучающих систем на основе их модернизации // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». – Пенза: 2010. – Т. 1. – С. 174-175.
[4] Карпова Л.И., Никитин Д.А. Тренажеры в отечественной гражданской авиации: история и современность // Научный вестник Московский государственный технический универси-тет гражданской авиации. Серия История, философия, социология. – №142. – М.: МГТУ ГА, 2009. – С. 37–41.
[5] Dolzhenko N., Mailyanova E. Aviation simulator software, typical functions and its develop-ment prospects // Вестник Национальной инженерной академии Республики Казахстан. – №4(82). – Алматы, 2021. – С. 72–76. – https://doi.org/10.47533/2020.1606-146X.132.
[6] Курбонмамадов А.Ш., Арбаев Г.Э. Исследование особенностей протекания тяжелых аварий на энергоблоках АЭС с ВВЭР-1000 с точки зрения выхода радионуклидов // Журнал «Ядерная и радиационная безопасность». – №1 (107). – М.: ФБУ «НТЦ ЯРБ», 2023. – С. 51–60. DOI: 10.26277/SECNRS.2023.107.1.005.
[7] Бородкин П.Г., Хренников Н.Н. Рекомендации по проведению улучшенной расчетно-экспериментальной оценки параметров радиационной нагрузки на оборудование реакторов типа ВВЭР // Журнал «Ядерная и радиационная безопасность». – №1 (103). – М.: ФБУ «НТЦ ЯРБ», 2022. – С. 5–18. DOI: 10.26277/SECNRS.2022.103.1.001.
[8] Бузыкина Д.Ю., Козлова Н.А., Фукс Р.Л. Использование в ФБУ «НТЦ ЯРБ» симулятора ВВЭР для поддержки экспертизы расчетного обоснования процедур по управлению запро-ектными авариями // Журнал «Ядерная и радиационная безопасность». – №1 (99). – М.: ФБУ «НТЦ ЯРБ», 2021. – С. 14–27. DOI: 10.26277/SECNRS.2021.99.1.002.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Казбек Алдамжаров, Айдос Молдабеков, Дмитрий Ким, Карлыгаш Жанділдинова, Лаззат Шинтаева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.