ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЫ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ ШИН , ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Авторы

  • Алия Забиева Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • Баглан Тогизбаева Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Жасулан Алипбаев Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Дарига Каражанова Satbayev University

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-132-3-84-92

Ключевые слова:

шина, шинный корд, износ, протектор, скорость автомобиля, температура окружающей среды

Аннотация

Автомобильные шины-важнейший элемент автомобильного транспорта. Однако он является основным глобальным источником загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-80% загрязнения окружающей среды и 90-95% в густонаселенных районах. При эксплуатации автомобилей образуется большое количество отходов, наиболее опасными из которых являются изношенные колеса, которые трудно собрать и утилизировать. Более глубокий анализ параметров износа также помогает в разработке инновационных методов утилизации и переработки изношенных шин, что снижает их негативное воздействие на окружающую среду. Такой подход способствует снижению общего уровня загрязнения и повышению устойчивости автомобильного транспорта. Износ шин неизбежен во время работы и зависит от условий эксплуатации, окружающей среды, конструкции шины и ее свойств; он не только влияет на функциональные характеристики шины, такие как вибрация, шум и управляемость, но также влияет на срок службы шины и безопасность вождения. Поэтому анализ износа шин имеет большое теоретическое и практическое значение. В этой статье рассматриваются расчет и анализ влияния скорости, температуры окружающей среды, давления в шинах и массы пружины на износ шин.

Биографии авторов

Алия Забиева, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

к.т.н., и.о.доцент, Астана, Казахстан, zabieva_ab@enu.kz

Баглан Тогизбаева, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

 д.т.н., профессор, Астана, Казахстан, baglant_099@gmail.com

Жасулан Алипбаев, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к.т.н., и.о.доцент, Астана, Казахстан, Alipbayev.1977@mail.ru

Дарига Каражанова, Satbayev University

к.п.н., и.о.доцент, Алматы, Казахстан, аliya.zhakupovazabieva@mail.ru

Библиографические ссылки

[1] Кондрашова Е. В. и др. Прогнозирование интенсивности изнашивания протектора шин автомобилей//Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2014. – №. 1-2. – Б. 99-105.

[2] Wangs T. Analysis on Tire Wear: Modelling and Simulations. – 2017.

[3] Стоянов С. Д., Ланцев В. Ю., Эйдзен Н. А. ИЗНОС АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН //Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. – №. 2.

[4] Councell T. B. et al. Tire-wear particles as a source of zinc to the environment//Environmental science & technology. – 2004. – Т. 38. – №. 15. – Б. 4206-4214.

[5] Park I., Kim H., Lee S. Characteristics of tire wear particles generated in a laboratory simulation of tire/road contact conditions //Journal of Aerosol Science. – 2018. – Т. 124. – Б. 30-40.

Опубликован

30.04.2024

Как цитировать

Забиева, А., Тогизбаева, Б., Алипбаев, Ж., & Каражанова, Д. (2024). ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЫ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ ШИН , ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Вестник КазАТК, 132(3), 84–92. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-132-3-84-92

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)