ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЯХ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-136-1-108-120

Ключевые слова:

автономные транспортные средства, подключенные транспортные средства, V2X, S-V2X, IEEE 802.11p, VANET, , интеллектуальная транспортная система

Аннотация

В перспективе нынешние подключенные и автоматизированные транспортные средства CAV (connected and automated vehicles, подключенные и автоматизированные транспортные средства) превратятся в автономные транспортные средства AV (Autonomous Vehicles). Из-за лазеек в автомобильных системах безопасности, таких как ненадежная связь, открытые каналы, небезопасные шинные системы и наличие интеллектуальных хакеров аппаратные и программные системы AV могут быть скомпрометированы. Хакеры могут захватить AV и подключенные транспортные средства через свои беспроводные сети (Wi-Fi, сотовые сети и т. д.). В данной статье рассмотрены отдельные исследования по безопасности CAV, так как расширение возможностей подключения транспортных средств увеличивает подверженность потенциальным уязвимостям и открывает возможности для кибератак. Отмечено влияние кибератак на CAV. Показано, что обеспечение функционирования CAV связано с безопасным и надежным применением CAV на практике. Отмечена атака BNT (Beacon Non-Transmission, непередача сигнала маяка), при которой вредоносный источник подавляет собственные периодические передачи данных, предназначенные для целевого приложения ITS (intelligent transportation system). Также было отмечено использование облачных технологий и методов искусственного интеллекта для защиты от интеллектуальных кибератак. Приведены характеристики некоторых наиболее распространенных угроз на автомобильные беспроводные сети. Показано, что уровень дорожно-транспортных происшествий можно существенно снизить с помощью технологии V2X, а технология 5G значительно улучшает связь V2X, обеспечивая более быструю, надежную и более высокую пропускную способность связи.

Биографии авторов

Манат Иманкул, L.N. Gumilyov Eurasian National University

к.т.н., доцент, Астана, Казахстан, mimankul57@gmail.com

Жанат Манбетова, Saken Seifullin University

PhD, Астана, Казахстан, zh.manbetova@kazatu.kz

Асель Ержан , Energo University

PhD, доцент, Алматы, Казахстан, a.erzhan@aues.kz

Альмира Мухамеджанова, Energo University

PhD, Алматы, Казахстан,  a.mukhamejanova@aues.kz

Библиографические ссылки

[1] Технологии в автомобилестроении//Tadviser [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Технологии_в_автомобилестроении (дата обращения 15.12.2023).

[2] Zhendong Wang et al. Security Issues and Solutions for Connected and Autonomous Vehicles in a Sustainable City: A Survey // Sustainability. - 2022, 14, 12409. https://doi.org/10.3390/su141912409.

[3] Egil Juliussen. Automotive Cybersecurity: More Than In-Vehicle and Cloud. [Электронный ресурс] URL: https://www.eetimes.eu/automotive-cybersecurity-more-than-in-vehicle-and-cloud/ (дата обращения 15.12.2023).

[4] Parkinson S., Ward P., Wilson K., Miller J. Cyber Threats Facing Autonomous and Connected Vehicles: Future Challenges // IEEE Trans. Intell. Transp. Syst. - 2017, - 18, 2898–2915.

[5] https://www.thebrainyinsights.com/report/vehicle-to-everything-v2x-market-13502. 2023. (не открывается ссылка)

[6] Biswas A, Wang HC. Autonomous Vehicles Enabled by the Integration of IoT, Edge Intelligence, 5G, and Blockchain // Sensors (Basel). – 2023, - 23(4):1963. DOI: 10.3390/s23041963.

[7] Anderson J.M. et al. Autonomous Vehicle Technology: A Guide for Policymakers. Rand Corporation; Santa Monica, CA, USA: 2014.

[8] Checkoway, S. et al. Comprehensive Experimental Analyses of Automotive Attack Surfaces. In Proceedings of the USENIX Security Symposium, San Francisco, CA, USA, 8–12 August 2011.

[9] Chris, V.; Charlie, M. Remote Exploitation of an Unaltered Passenger Vehicle. White Paper. 2015; p. 93. [Электронный ресурс] URL: https://illmatics.com/Remote%20Car%20Hacking.pdf.

[10] Cheng, N.; Lyu, F.; Chen, J.; Xu, W.; Zhou, H.; Zhang, S.; Shen, X. Big data driven vehicular networks. IEEE Netw. 2018, 32, 160–167.

[11] https://www.wevolver.com/article/a-deep-dive-into-the-new-v2x-and-cellular-v2x-architectures-based-on-5g.

[12] Dhinesh Kumar R., Rammohan A. Revolutionizing Intelligent Transportation Systems with Cellular Vehicle-to-Everything (C-V2X) technology: Current trends, use cases, emerging technologies, standardization bodies, industry analytics and future directions // Vehicular Communications. - 2023. 100638. ISSN 2214-2096. https://doi.org/10.1016/j.vehcom.2023.100638.

[13] Bauza R. et al. Traffic congestion detection in large-scale scenarios using vehicle-to-vehicle communications // J. Netw. Comput. Appl. 2013.

[14] David Martín-Sacristán, Jose F. Monserrat. 5G New Radio Numerologies and their Impact on V2X Communications Josue Flores de Valgas. // Waves – 2018. ISSN 1889-8297

[15] Tong W., Hussain A., Bo W.X., Maharjan S. Artificial intelligence for vehicle-to-everything: A survey // IEEE Access. - 2019; 7:10823–10843. DOI: 10.1109/Access.2019.2891073.

[16] Liu S., Liu L., Tang J., Yu B., Wang Y., Shi W. Edge computing for autonomous driving: Opportunities and challenges // Proc. IEEE. 2019; 107:1697–1716. DOI: 10.1109/JPROC.2019.2915983.

[17] Anas Knari et al. Multi-Agent Deep Reinforcement Learning for content caching within the Internet of Vehicles // Ad Hoc Networks, - 152, - 2024. 103305. ISSN 1570-8705. https://doi.org/10.1016/j.adhoc.2023.103305.

[18] Bujnevich M.V., Stoljarova E.S., Horoshenko S.V., Shirjaev D.M., Vladyko A.G. Top-10 ugroz informacionnoj bezopasnosti VANET: analiticheskij obzor [Top 10 information security threats VANET: survey] (in Rus)

[19] Vinh H.L., Cavalli A.R. Security Attacks and Solutions in Vehicular Ad Hoc Networks: A Survey // International Journal on AdHoc Networking Systems, - 2014, -4, №. 2, 1-20.

[20] Azarang A. Kehtarnavaz N. Image fusion in remote sensing by multi-objective deep learning // Int. J. Remote Sens. - 2020, - 41, 9507–9524.

[21] Zeng X., Wang Z., Hu Y. Enabling Efficient Deep Convolutional Neural Network-based Sensor Fusion for Autonomous Driving // arXiv 2022, arXiv:2202.11231.

[22] Kim S., Shrestha R. Automotive Cyber Security. Springer; Berlin/Heidelberg, Germany: 2020. Security and Privacy in Intelligent Autonomous Vehicles; 35–66.

[23] Silva, C.M.; Masini, B.M.; Ferrari, G.; Thibault, I. A survey on infrastructure-based vehicular networks // Mob. Inf. Syst. - 2017, 6123868.

[24] Fahiem Altaf, Kumar Prateek, Soumyadev Maity. Beacon Non-Transmission attack and its detection in intelligent transportation systems // Internet of Things, - 2022. 100602. ISSN 2542-6605. https://doi.org/10.1016/j.iot.2022.100602.

[25] Saqib Hakak, Thippa Reddy Gadekallu, et al. Autonomous Vehicles in 5G and Beyond: A Survey. https://doi.org/10.48550/arXiv.2207.10510.

Загрузки

Опубликован

27.01.2025

Как цитировать

Иманкул, М., Манбетова, Ж., Ержан , А., & Мухамеджанова, А. (2025). ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЯХ. Вестник КазАТК, 136(1), 108–120. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2025-136-1-108-120

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)