МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЕЗОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-131-2-260-277Ключевые слова:
сезонные колебания, прогнозирование, временной ряд, валовой выпуск услуг, метод сезонной декомпозиции, экспоненциальное сглаживаниеАннотация
Вопросы, рассматриваемые в данной статье, связаны с разработкой методов анализа временных рядов для оценки сезонной составляющей системы железнодорожного транспорта. Сезонные колебания, отраженные в рядах динамики, необходимо изучать и измерять для учета определения мероприятий, необходимых для уменьшения (или увеличения) сезонных колебаний. Целью данного исследования является разработка систематизации методов анализа временных рядов и прогнозирования в системе железнодорожного транспорта с использованием сезонной декомпозиции Census X11 и метода экспоненциального сглаживания в пакете Statistica 12. Сезонные колебания, наблюдаемые в динамических рядах, требуют технологий сбора и анализа больших данных, поскольку эффективное поступательное развитие транспортных систем в эпоху жесткой конкуренции, глобальной цифровизации, хаотичных и разнонаправленных информационных потоков во многом зависит от методов анализа временных рядов. Достоверность сезонной составляющей временного ряда определяется качеством исследуемой выборки данных, надежностью и эффективностью аналитических методов и процедур их обработки. В целях систематизации методов анализа и прогнозирования временных рядов в системе железнодорожного транспорта определены основные показатели валового выпуска услуг железнодорожного транспорта Республики Казахстан, степень формализации используемых методов, общие принципы их работу и получение прогнозной информации с использованием метода сезонной декомпозиции Census X11 и экспоненциального сглаживания в пакете Statistica 12. Проведенный в работе логико-сравнительный анализ, синтез моделей анализа временных рядов и прогнозных моделей оценки сезонности позволили предложить концептуальный подход к практическому применению моделей анализа временных рядов и прогнозирования, используемых в отечественной и зарубежной практике. Предложенный методический подход с использованием метода сезонной декомпозиции Census X11 и экспоненциального сглаживания в пакете Statistica 12 позволяет прогнозировать валовой выпуск услуг железнодорожного транспорта в Республике Казахстан и приводит к дальнейшей цифровизации планирования и прогнозирования бизнес-процессов.
Библиографические ссылки
[1] Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования в экономике: учебное пособие / Т.А. Дуброва. - Москва: ЕАОИ, 2011. - 171 с. - ISBN 978-5-374-00122-8. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/334365/reading (дата обращения: 17.02.2024). - Текст: электронный.
[2] Giovanni Calabrò, Michela Le Pira, Nadia Giuffrida, Giuseppe Inturri, Matteo Ignaccolo, Gonçalo H. de A. Correia, Designing demand responsive transport services in small-sized cities using an agent-based model, Transportation Research Procedia, Volume 69, 2023, Pages 759-766, ISSN 2352-1465, https://doi.org/10.1016/j.trpro.2023.02.233.
[3] Madiyar Sultanbek, Nazdana Adilova, Aleksander Sładkowski, Arnur Karibayev, Forecasting the demand for railway freight transportation in Kazakhstan: A case study, Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, Volume 23, 2024, 101028, ISSN 2590-1982, https://doi.org/10.1016/j.trip.2024.101028.
[4] Mohamed Maaouane, Mohammed Chennaif, Smail Zouggar, Goran Krajačić, Neven Duić, Hassan Zahboune, Aissa Kerkour ElMiad, using neural network modelling for estimation and forecasting of transport sector energy demand in developing countries, Energy Conversion and Management, Volume 258, 2022, 115556, ISSN 0196-8904, https://doi.org/10.1016/j.enconman.2022.115556.
[5] Yunxuan Dong, Binggui Zhou, Guanghua Yang, Fen Hou, Zheng Hu, Shaodan Ma, A novel model for tourism demand forecasting with spatial–temporal feature enhancement and image-driven method, Neurocomputing, Volume 556, 2023, 126663, ISSN 0925-2312, https://doi.org/10.1016/j.neucom.2023.126663.
[6] Sohani Liyanage, Rusul Abduljabbar, Hussein Dia, Pei-Wei Tsai, AI-based neural network models for bus passenger demand forecasting using smart card data, Journal of Urban Management, Volume 11, Issue 3, 2022, Pages 365-380, ISSN 2226-5856, https://doi.org/10.1016/j.jum.2022.05.002.
[7] Ignacio-Iker Prado-Rujas, Emilio Serrano, Antonio García-Dopico, M. Luisa Córdoba, María S. Pérez, Combining heterogeneous data sources for spatio-temporal mobility demand forecasting, Information Fusion, Volume 91, 2023, Pages 1-12, ISSN 1566-2535, https://doi.org/10.1016/j.inffus.2022.09.028.
[8] Pegah Norouzian-Maleki, Hamidreza Izadbakhsh, Morteza Saberi, Omar Hussain, Mustafa Jahangoshai Rezaee, Nasim GhanbarTehrani, An integrated approach to system dynamics and data envelopment analysis for determining efficient policies and forecasting travel demand in an urban transport system, Transportation Letters, Volume 14, Issue 2, 2022, Pages 157-173, ISSN 1942-7867, https://doi.org/10.1080/19427867.2020.1839716.
[9] Даулетбаков Б. Д. «SCIENCE AND EDUCATION IN THE MODERN WORLD: CHALLENGES OF THE XXI CENTURY» материалы XIV Международной науч-прак. конф. (Экономические науки) / сост.: Е. Ешiм. - Астана, 2023 - 83 с. ISBN 978-601-332-271-1.
[10] Боровиков В.П. Statistica: искусство анализа данных на компьютере//В.П. Боровиков. – СПб. Питер, 2001. – 656 с.
[11] Стратегическое планирование Республики Казахстан и Национальное бюро статистики Агентства по реформам. URL:https://taldau.stat.gov.kz/kk/Search/SearchByKeyWord.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Bakytkan Dauletbakov, Elvira Ruzieva, Korkem Balkhybekova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.