СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ ПО ИКТ

Авторы

  • Назым Сабитова Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
  • Валерий Лахно Национальный университет биоресурсов и природопользования
  • Розамгуль Ниязова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Акбала Абуова Международный транспортно-гуманитарный университет
  • Юрий Тихонов Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-212-222

Ключевые слова:

обучение, электронный курс, электронный учебник, компьютерная онтология, система онтологического проектирования, предметная область, язык описания онтологий

Аннотация

Предлагается методология преобразования компьютерных онтологий (КО) в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Решение реализовано путем включения в формальную КО описания технологий процессов обучения для старших классов школы или внешкольных учреждений, а также при профессиональной переподготовке специалистов. Предлагаемые решения позволяют сохранить и многократно использовать коллективный образовательный опыт по дисциплинам ИКТ для различных учебных заведений. Показано, что инструментальное средство системы онтологического проектирования электронных курсов (CОПЭК), частично реализующее данную методологию, позволяет разработчикам автоматизировать разработку электронных курсов (ЭК) и/или электронных учебников (ЭУ), снижая затраты и время на их подготовку. Также будет обеспечено соответствие ЭК современному состоянию знаний в предметной области ИКТ (ПДО), обобщены личные материалы преподавателей, задействованных в создании ПДО ИКТ. Показано, что для более эффективного использования предлагаемой методики необходимо разработать аналогичные инструменты CОПЭК с учетом включения в язык описания соответствующих онтологий КО (OWL). Такой набор инструментов позволяет как школьникам, так и внешкольным учреждениям накопить коллективный опыт методов представления материала преподавателями учебных заведений, а также может быть полезен при профессиональной переподготовке специалистов в области ИКТ.

Биографии авторов

Назым Сабитова, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва

докторант, Астана, Казахстан, sab_nazym@mail.ru

Валерий Лахно, Национальный университет биоресурсов и природопользования

д.т.н., профессор, Киев, Украина, valss21@ukr.net

Розамгуль Ниязова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к.т.н., доцент,  Астана, Казахстан, rozamgul@list.ru

Акбала Абуова, Международный транспортно-гуманитарный университет

PhD, и.о. доцента,  Алматы, Казахстан

Юрий Тихонов, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

доцент, Киев, Украина

Библиографические ссылки

[1] А.В. Палагин, С.Л. Крывый, Н.Г. Петренко. Онтологические методы и средства обработки предметных знаний: монография – Луганск: изд-во ВНУ им. В. Даля, 2012. – 324 с.

[2] M. Uschold, M. Gruninger. Ontologies: Principles, Methods and Applications / Knowledge Engineering Review 11(2), 1996. – PP. 93–136.

[3] How E-learning Works by Lee Ann Obringer. – Available at http://communication.howstuffworks.com/elearning.htm.

[4] E-learning 2.0 by Stephen Downes, National Research Council of Canada October 17, 2005. – Available at http://www.elearnmag.org/subpage.cfm?article=29-1&section=articles

[5] Guraliuk, A., Rostoka, M., Koshel, A., Skvorchevska, Y., & Luchaninova, O. (2021, September). Ontological Modeling of Electronic Educational Resources. In International Conference on Interactive Collaborative Learning (pp. 661-668). Cham: Springer International Publishing.

[6] Ataeva, O. M., Serebryakov, V. A., & Tuchkova, N. P. (2022). Creating the applied subject area ontology by means of the content of the digital semantic library. Lobachevskii Journal of Mathematics, 43(7), 1795-1804.

[7] Жыжырий E.A., Щербак С.С. Применение web-онтоло-гий в задачах дистанционного обучения // Восточно-Европейский журн. передовых технологий. 2005. № 13. С. 50-54.

[8] Tikhonov Y.L. (2017). Tool for formation of electronic course. Podilian Bulletin: Agriculture, Engineering, Economics, (27), 220–225. Retrieved from http://pb.pdatu.edu.ua/article/view/135318

[9] Aberer K., Boyarsky A., Cudre-Mauroux P., Demartini G., & Ruchayskiy O. ScienceWISE: A Web-based Interactive Semantic Platform for Scientific Collaboration. Proc. of the X Intern. Conf., Bonn, 2011 (in Germany); URL: http://iswc2011.semantic-web.org/fileadmin/iswc/Papers/PostersDemos/iswc11pd_submissio n_72.pdf (дата обращения: 08.11.2011).

[10] Антонов И.В. Инструментальные средства автоматизированного формирования онтологии предметной области // Труды Псковского политехнического института. Электротехника. Машиностроение. — 2011. — № 14.3. —с. 335-339.

[11] Tikhonov, U., Lakhno, V., Skliarenko, E., Stepanenko, O., Dvirnyi, K. Development of on Tological Approach in E-learning When Studying Information Technologies (2016) Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 5 (2), pp. 13-20.

[12] Hitzler, P., Gangemi, A., & Janowicz, K. (Eds.). (2016). Ontology engineering with ontology design patterns: foundations and applications (Vol. 25). IOS Press.

Опубликован

05.02.2024

Как цитировать

Сабитова, Н., Лахно, В., Ниязова, Р., Абуова, А., & Тихонов, Ю. (2024). СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ ПО ИКТ. Вестник КазАТК, 130(1), 212–222. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-212-222

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>