ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-48-60Ключевые слова:
автомобильная дорога, геодезический контроль, лазерное сканированиеАннотация
Работа является анализом геодезической роли при строительстве участка трассы автомобильной дороги Республиканского значения. По ходу работы будут отражены основные задачи геодезических изысканий и геодезического контроля при строительстве (реконструкции) автомобильной дороги, в исследовании и анализе работы с мобильными лазерными сканерами и системой наземного лазерного сканирования (НЛС) на примере возведения участка автомобильной дороги Республиканского значения «Северный обход г. Караганда». Производители лазерных сканеров (Leica, FARO, Riegl, Trimble), как правило, выпускают не только оборудование, но и программное обеспечение для передачи, просмотра и обработки данных, полученных с мобильных лазерных сканеров. Наравне с самостоятельными программными продуктами производители лазерных сканеров часто разрабатывают плагины для крупных систем автоматизированного проектирования (САПР: AutoCAD, Revit, MicroStation), позволяющие проектировщикам работать с облаками точек, используя привычный интерфейс и инструменты САПР. Создаваемые информационные модели (каркасы), а именно модели инженерных изысканий и проектная модель автомобильной дороги помогают проектировщикам и строителям при: анализе проектных решений, возможном представлении модели инженерных изысканий и проектной модели в органы экспертизы; и формировании эксплуатационной модели дороги (ЭМД) и передачи для решения текущих управленческих и инженерных задач на различных этапах эксплуатации автомобильной дороги. В ходе проведения геодезических измерений с помощью мобильного лазерного сканирования неметрической цифровой камерой модель Leica RTC360, были определены режимы работы устройства, зависящее от температуры окружающей среды, которая влияет на незначительные изменяется фазы сигнала. Вследствие этого точное начало отсчета фазы определить нельзя.
Библиографические ссылки
[1] В Казахстане откроют движение на 2,6 тысяч км дорог в этом году. URL: https://www.inform.kz/ru/v-kazahstane-otkroyut-dvizhenie-na-2-6-tysyach-km-dorog-v-etom-godu_a3620984
[2] Kukhar, M. & Pomortseva, O. & Kobzan, Sergiy & Dobrokhodova, O.. (2022). GEOINFORMATION SYSTEMS BASED ON CARTOGRAPHIC AND GEODESIC SURVEYS FOR PLANNING INVESTMENT PROCESSES IN CITIES. Municipal economy of cities. 3. 228-233. DOI:10.33042/2522-1809-2022-3-170-228-233.
[3] Karan, Ebrahim & Sivakumar, Ramachandra & Irizarry, Javier & Guhathakurta, Subhro. (2014). Digital Modeling of Construction Site Terrain Using Remotely Sensed Data and Geographic Information Systems Analyses. Journal of Construction Engineering and Management. 140. 04013067. DOI: 10.1061/(ASCE)CO.1943-7862.0000822.
[4] СНиП РК 1.03-26-2004 Геодезические работы в строительстве.
[5] Наземное лазерное сканирование. URL: https://ru.wikipedia.org
[6] Принцип работы сканирующих систем. URL: https://photogrammetria.ru/162-princip-raboty-skaniruyuschih-sistem.html
[7] Программы для обработки данных лазерного сканирования местности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-dlya-obrabotki-dannyh-lazernogo-skanirovaniya-mestnosti/viewer.
[8] Лурье И.К., Лурье М.В. Моделирование 3D-изменений рельефа местности вследствие склонной эрозии / Геодезия и картография №3, 2023, с. 35-42. DOI: 10.22389/0016-7126-2023-993-3-35-42
[9] Pomortseva, Оlena & Kobzan, Sergiy & Yevdokimov, Andrey & Kukhar, Maksym. (2020). Use of geoinformation systems in environmental monitoring. E3S Web of Conferences. 166. 01002. DOI: 10.1051/e3sconf/202016601002.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Иван Бондарь, Жұлдыз Алпыспаева, Патам Ахметова, Асель Аблязова, Зере Оспанова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.