КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-129-6-449-457Ключевые слова:
социальное знание, эмпирическая проверяемость, интерсубъективность, критерии, ценностные позиции, методологический плюрализмАннотация
Статья анализирует понятие научности в контексте социального знания, подчеркивая его отличие от других видов знаний, таких как повседневные, мифологические, религиозные, идеологические и утопические убеждения. Освещается интегральный характер социального знания и его многоаспектность, что требует разработки комплексных научных критериев. Обсуждается историческое развитие этих критериев в социальных науках, а также особенности и сложности социального познания, включая влияние обыденного сознания и ограниченность экспериментальных методов. Подчеркивается важность критической оценки ценностных позиций в социальном познании и многообразие методологических подходов, теоретических взглядов и процедур эмпирического исследования в социальных науках. Статья аргументирует необходимость формулирования реалистичных научных критериев, учитывающих уникальные аспекты социального познания, способствующих более критичному и когнитивно ориентированному подходу в социальных исследованиях. В этом контексте, критерий оценки степени познания социальных систем в контексте обеспечения национальной безопасности приобретает особую значимость. Он включает в себя анализ способности социальных наук предоставлять знания, необходимые для предсказания и управления социальными процессами, которые могут влиять на национальную безопасность. Это включает оценку точности, обоснованности и прикладного значения социальных исследований в контексте идентификации потенциальных угроз, а также разработку стратегий по предотвращению или минимизации этих угроз. Кроме того, учитывается способность социальных наук адаптироваться к изменяющимся социально-политическим условиям и предоставлять актуальные и эффективные решения для защиты общества и государства.
Библиографические ссылки
[1] Институционализация идеалов научности / А.П. Огурцов [и др.] // Идеалы и нормы научного исследования. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. 431 с., С. 67.
[2] Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с. С. 231.
[3] Ракитов А.И. Историческое познание. М.: Политиздат, 1982. 303 с. Об идеале научного объяснения в социальном познании/А.Д. Дибраев [и др.] // Научная мысль Кавказа. 2017. № 2. С. 13-18.
[4] Билалов М.И. Радикальный конструктивизм в контексте современных субъект-объектных отношений // Научная мысль Кавказа. 2016. № 1. С. 15-20.
[5] Историки античности: в 2 т. Т. 1. Древняя Греция / сост. М. Томашевская. - М.: Правда, 1989. 637 с. С. 216.
[6]Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2004. 419 с. С. 183.
[7] Новые направления в социологической теории. - М.: Прогресс, 1978. 392 с. С. 312. Лекции по методике социальных исследований / под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 202 с. С. 63.
[8] Раббот Б.С. Экспериментальные методы в социальном познании // Вопросы философии. 1970. № 3. С. 86-97.
[9] Моин В.Б. Две стратегии измерения // Социологические исследования. 1989. № 6. С. 112-119.
[10] Паниотто В.И. Качество социологической информации. - Киев: Наукова думка,1986. 206 с. С. 15.
[11] Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и инструментальных характеристик знания в социологическом исследовании // Логика социологического исследования. - М.: Наука, 1987. 175 с. С. 39.
[12] Никитин Е.П. Природа обоснования. Субстратный анализ. - М.: Наука, 1981. 176 с. С. 101.
[13] Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М.: Наука, 1978. 382 с.
[14]Социальные исследования: построение и сравнение показателей//Э.П. Андреев [и др.]. - М.: Наука, 1978. 319 с. С. 55.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Серикбол Кузембай
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.