ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН НА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АВИАЦИОННЫХ АККУМУЛЯТОРАХ, ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Авторы

  • Әлімбек Сағиев Военный институт имени Т. Ж. Бигельдинова
  • Сабит Куртаев Военный институт имени Т. Ж. Бигельдинова
  • Дастан Ергалиев Академия гражданской авиации
  • Oмирзак Абдирашев Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Қанибек Сансызбай Академия логистики и транспорта

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-372-381

Ключевые слова:

техническая диагностика, авиационной техники, контроль состояния, диагностические модели

Аннотация

Аккумуляторы представляют собой устройства, основанные на химических процессах, где химическая энергия преобразуется в электрическую. Химические источники тока делятся на два: первичный и вторичный источники тока. В первичных источниках активные материалы используются в готовом виде и расходуются в процессе разряда, образуя электрический ток. Процессы в таких источниках являются необратимыми, и активные материалы не восстанавливаются и не могут вернуться к исходному состоянию. Во вторичных источниках тока, таких как аккумуляторы, израсходованные активные материалы могут полностью восстанавливаться при подаче электрического тока от внешнего источника. Это позволяет использовать аккумуляторам многократно.

Биографии авторов

Әлімбек Сағиев, Военный институт имени Т. Ж. Бигельдинова

офицер, Актобе, Казахстан, Alimbek_87@mail.ru

Сабит Куртаев, Военный институт имени Т. Ж. Бигельдинова

к.т.н., Актобе, Казахстан, Sabit5@mail.ru

Дастан Ергалиев, Академия гражданской авиации

профессор, Алматы, Казахстан des-67@ya.ru

Oмирзак Абдирашев, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

PhD, и.о. доцента, Астана, Казахстан, omeke_92@mail.ru

Қанибек Сансызбай, Академия логистики и транспорта

PhD, Алматы, Казахстан, k.sansizbay@alt.edu.kz

Библиографические ссылки

[1] «Диагностика авиационной техники» О.Ф.Машошин Москва. – 2007.

[2] Диагностика электрохимических аккумуляторов энергоустановок Горкунов Б.М., Иавраменко А.А., Львов С.Г., Скопенко В.В., Москва. – 2019.

[3] «Эксплуатация авиационных аккумуляторных батарей» А.В. Кириллов, М.А. Ковалёв, В.И. Соловьёв Самара 2021

[4] Simon hradecky, инциденты и новости в авиации вестник авиации [электронный ресурс] - accident: alrosa mirny t154 at izhma on september 7, 2010, loss of electrics and landing on helicopter platform

[5] Мельничук М. Аварийно севший в Коми Ту-154М после ремонта готов к регулярным рейсам [Электронный ресурс] // Риа новости -2011.

[6] Владимир Ткаченко авиационное проишествие на самолете Ан-22А «Лётный риск» изд. «КИТ» Москва. - 2009г.-79 стр.

[7] Аккумулятор электрический//Силовая электроника: краткий энциклопедический словарь терминов и определений —М.: Издательский дом МЭИ, 2008

[8] Багоцкий В. С., Скундин А. М. Химические источники тока. Электрический аккумулятор. Большая российская энциклопедия – [Электронная версия] www.bigenc.ru – (дата обращения 7 октября 2023.)

[9] Авиационные аккумуляторы В. Д. Солоненко.- Москва, 1965.

[10] Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию PYC «HAWKER» GmbH 58089 Hagen 2013

[11] Письмо от компании «HAWKER» GmbH 58042 Hagen Germany 2022

[12] Каменев Ю.Б., Чунц Н.И., Яковлева Н.А., Остапенко Е.И. К вопросу о безопасности эксплуатации герметизированных свинцовых аккумуляторов // Электрохимическая энергетика. Шахты. - 2003. №1. С. 37 – 43.

[13] Brecht Bill, Jones Bill. Catalysts – the proof of the pudding// Batteries int. 1999. № 40. С. 39 – 47.

[14] Зарубин А.Н. Температурный режим работы никель-водородной аккумуляторной батареи // Обозрение прикл. и пром. математики. Шахты. - 2001. Т. 8, № 1. С. 177 – 178.

[15] Плешаков М.С., Асфацадурьян М.Ю., Белоненко С.А.,Караваев В.М. Измерения температуры и внутреннего давления при разряде элементов ER14 повышенной мощности на постоянную нагрузку // V Междунар. конф.«Фундам. пробл. преобраз. энергии в литиев. электрохим. системах». Сателлит. конф. 1-го Менделеев. съезда по общ. и прикл. химии, г. Санкт-Петербург, 1998 : Тез. докл. СПб., 1998. С. 39.

[16] Wickham R.L. Thermal runaway // Wireless Review. 1998. Vol. № 19. Р. 38.

[17] Dick B, Wittemann R.W. A battery of analysis // Telephony. 1998. Vol. 235, № 3. Р. 22 – 27.

[18] Bhatt M., Hurley W.G., Wölfle W.H. A New Approach to Intermittent Charging of Valve-Regulated Lead-Acid Batteries in Standby Applications // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2005. Vol. 52, № 5. P. 1337 – 1342.

[19] Теньковцев В.В., Борисов Б.А., Ткачева Л.Ш. Влияние режима эксплуатации на стабильность характеристик герметичных НК аккумуляторов // Сб. работ по ХИТ. Л.,1989. С. 59-70.

Загрузки

Опубликован

29.01.2024

Как цитировать

Сағиев, Ә., Куртаев, С., Ергалиев, Д. ., Абдирашев O., & Сансызбай, Қ. (2024). ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН НА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АВИАЦИОННЫХ АККУМУЛЯТОРАХ, ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ. Вестник КазАТК, 130(1), 372–381. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-372-381

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >> 

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.