ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРКА ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-88-96Ключевые слова:
парк транспортной техники, оптимизация, критерии оптимальности, экономико-математическое моделирование, теория оптимизации, дисконтированные затраты, производительность машинАннотация
В работе представлены результаты литературного обзора методов комплектования парка транспортной техники для строительства автомобильной дороги в заданных условиях. К таким методам относятся инженерная оптимизация параметров систем землеройных машин, физическое и математическое моделирование процессов работы, эффективность применения транспортной техники, расширенный мониторинг технико-экономической эффективности использования дорожных машин и др. Определены наиболее распространенные критерии оптимальности, используемые в экономико-математических моделях, взаимосвязывающих технические, экономические и другие параметры строительно-дорожных машин с условиями дорожного строительства. Рассмотрены такие критерии оптимальности, как максимальный полезный эффект, минимальные приведенные затраты с учетом эффекта от досрочного ввода в эксплуатацию объекта, критерий минимального риска, себестоимость механизированных работ парка машин, суммарная выработка парка, себестоимость единицы продукции с учетом затрат на владение, критерий обобщенного минимакса, интегральные дисконтированные затраты и т.д. Выделены основные преимущества и недостатки рассмотренных критериев. Установлены 4 критерия, наиболее применимые для оптимизации экономико-математической модели комплектования парка транспортной техники, используемой в дорожно-строительных работах: максимальный экономический эффект, обеспечение минимальных дисконтированных затрат на строительство автодороги, минимальный срок и минимальная трудоемкость строительства.
Библиографические ссылки
[1] Кадыров А.С., Унайбаев Б.Ж., Курмашева Б.К. Теория предпроектного проектирования. На примере землеройных машин. – Караганда: Изд-во Санат, 2008. – 158 с.
[2] Баловнев В.И. Оптимизация и выбор инновационных систем и процессов транспортно-технологических машин. – М.: Техполиграфцентр, 2014. – 390 с.
[3] Кадыров А.С., Кунаев В.А., Ногаев К.А. Экономическое обоснование применения фрезерного рыхлителя и гидрофобизированного шлакового щебня в дорожном строительстве // Актуальні проблеми економіки. – 2017. – Т. 190, № 4. – С. 226-235.
[4] Кульгильдинов М.С. Выявление тенденций развития и оценка технического уровня землеройных машин с учетом условий эксплуатации: дис. … док. тех. наук. – Алматы, 2003. – 347 с.
[5] Канторер С.Е. Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1969. – 292 с.
[6] Кудрявцев Е. М. Оптимизация структуры многоканального комплекта строительных и дорожных машин // Механизация строительства. – 2012. – № 2. – С. 12-15.
[7] Weng K., Qu B. The optimization of road building schedule based on budget restriction // Kybernetes. – 2009. – №38. – P. 441-447.
[8] Кравченко И.Н., Мясников А.В., Шайбаков Р.Р., Петров А.Н. Методика обоснования экономической целесообразности аренды техники в транспортном строительстве // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 3. – С. 16-20.
[9] Иванов В.Н., Салихов Р.Ф., Груснев М.Г. Математическая модель оптимального выбора машин при обновлении парка техники строительных организаций // Механизация строительства. –2010. – №10. – С. 10-13.
[10] Двизов Д.А. Повышение эффективности эксплуатации машин в строительстве путём выбора оптимальных вариантов выполнения механизированных работ: дис. ... канд. тех. наук: 05.05.04. – Волжский, 2007. – 177 с.
[11] Мандровский К.П. Эксплуатационные условия в управлении эффективностью и техническом аудите дорожных машин // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – №1(32). – С. 1-10.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вячеслав Кунаев, Адиль Кадыров, Гульнар Исабекова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.