ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-79-87Ключевые слова:
экономико-математическая модель, критерии оптимальности, дорожное строительство, парк транспортной техники, дисконтированные затраты, срок строительства, трудоемкость строительстваАннотация
В статье представлена экономико-математическая модель, позволяющая сравнивать различные варианты механизации строительства объектов транспортной инфраструктуры по заданным критериям оптимальности. В качестве критериев оптимальности предложено использовать дисконтированные затраты на строительство дороги, срок и трудоемкость строительства. Критерий «дисконтированные затраты на строительство дороги» устанавливает взаимосвязь между основными показателями строительно-дорожных машин, расходами на приобретение и доставку стройматериалов и другими параметрами, позволяя сравнивать стоимость дорожного строительства при различных вариантах комплектования парка транспортной техники. Критерий «минимальная трудоемкость строительства» используется в случае, если трудовые ресурсы ограничены. Критерий «минимальная продолжительность строительства» применяется, когда конкретную дорогу необходимо построить в минимальные сроки. Статья также содержит алгоритм расчетов по предложенной экономико-математической модели. Задавая на входе модели характеристики машин, затраты на выполнение всех видов их ремонта, диагностирование и техническое обслуживание, стоимость дорожно-строительных материалов и прочие переменные, на выходе можно получить суммарные дисконтированные затраты на строительство автомобильной дороги. Анализ влияния задаваемых параметров на числовые значения главного и дополнительных критериев оптимальности позволяет выбирать возможные пути оптимизации дорожного строительства.
Библиографические ссылки
[1] Weng K., Qu B. The optimization of road building schedule based on budget restriction // Kybernetes. – 2009. – 38. – C. 441–447.
[2] Кадыров А.С., Кунаев В.А., Ногаев К.А. Экономическое обоснование применения фрезерного рыхлителя и гидрофобизированного шлакового щебня в дорожном строительстве // Актуальні проблеми економіки. – 2017. – Т. 190, № 4. – С. 226-235.
[3] Кадыров А.С., Унайбаев Б.Ж., Курмашева Б.К. Теория предпроектного проектирования. На примере землеройных машин. – Караганда: Изд-во Санат, 2008. – 158 с.
[4] Кунаев В.А. Определение параметров средств механизации и технологического процесса гидрофобизации шлакового щебня: дисс. на соискание степени доктора философии (PhD). – Караганда: КарГТУ, 2018. – 183 с.
[5] Баловнев В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. – М.: Высшая школа, 1981. – 355 с.
[6] ОДМ 218.2.028-2012. Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд. Москва: Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР), 2013. – 56 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вячеслав Кунаев, Адиль Кадыров, Жанна Титова, Светлана Кан, Ляззат Белгибаева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.