ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Авторы

  • Вячеслав Кунаев Карагандинский индустриальный университет
  • Адиль Кадыров Карагандинский технический университет имени А. Сагинова
  • Жанна Титова Карагандинский индустриальный университет
  • Светлана Кан Карагандинский индустриальный университет
  • Ляззат Белгибаева Карагандинский индустриальный университет

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-79-87

Ключевые слова:

экономико-математическая модель, критерии оптимальности, дорожное строительство, парк транспортной техники, дисконтированные затраты, срок строительства, трудоемкость строительства

Аннотация

В статье представлена экономико-математическая модель, позволяющая сравнивать различные варианты механизации строительства объектов транспортной инфраструктуры по заданным критериям оптимальности. В качестве критериев оптимальности предложено использовать дисконтированные затраты на строительство дороги, срок и трудоемкость строительства. Критерий «дисконтированные затраты на строительство дороги» устанавливает взаимосвязь между основными показателями строительно-дорожных машин, расходами на приобретение и доставку стройматериалов и другими параметрами, позволяя сравнивать стоимость дорожного строительства при различных вариантах комплектования парка транспортной техники. Критерий «минимальная трудоемкость строительства» используется в случае, если трудовые ресурсы ограничены. Критерий «минимальная продолжительность строительства» применяется, когда конкретную дорогу необходимо построить в минимальные сроки. Статья также содержит алгоритм расчетов по предложенной экономико-математической модели. Задавая на входе модели характеристики машин, затраты на выполнение всех видов их ремонта, диагностирование и техническое обслуживание, стоимость дорожно-строительных материалов и прочие переменные, на выходе можно получить суммарные дисконтированные затраты на строительство автомобильной дороги. Анализ влияния задаваемых параметров на числовые значения главного и дополнительных критериев оптимальности позволяет выбирать возможные пути оптимизации дорожного строительства.

Биографии авторов

Вячеслав Кунаев, Карагандинский индустриальный университет

PhD, доцент, Темиртау, Казахстан, v.kunayev@tttu.edu.kz

Адиль Кадыров, Карагандинский технический университет имени А. Сагинова

д.т.н., профессор, Караганда, Казахстан, adil.suratovich@mail.ru

Жанна Титова, Карагандинский индустриальный университет

магистр, старший преподаватель, Темиртау, Казахстан, zh.titova@tttu.edu.kz

Светлана Кан, Карагандинский индустриальный университет

магистр, старший преподаватель, Темиртау, Казахстан, s.kan@tttu.edu.kz

Ляззат Белгибаева, Карагандинский индустриальный университет

магистр, старший преподаватель, Темиртау, Казахстан, l.belgibayeva@tttu.edu.kz

Библиографические ссылки

[1] Weng K., Qu B. The optimization of road building schedule based on budget restriction // Kybernetes. – 2009. – 38. – C. 441–447.

[2] Кадыров А.С., Кунаев В.А., Ногаев К.А. Экономическое обоснование применения фрезерного рыхлителя и гидрофобизированного шлакового щебня в дорожном строительстве // Актуальні проблеми економіки. – 2017. – Т. 190, № 4. – С. 226-235.

[3] Кадыров А.С., Унайбаев Б.Ж., Курмашева Б.К. Теория предпроектного проектирования. На примере землеройных машин. – Караганда: Изд-во Санат, 2008. – 158 с.

[4] Кунаев В.А. Определение параметров средств механизации и технологического процесса гидрофобизации шлакового щебня: дисс. на соискание степени доктора философии (PhD). – Караганда: КарГТУ, 2018. – 183 с.

[5] Баловнев В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. – М.: Высшая школа, 1981. – 355 с.

[6] ОДМ 218.2.028-2012. Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд. Москва: Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР), 2013. – 56 с.

Загрузки

Опубликован

25.01.2024

Как цитировать

Кунаев, В., Кадыров, А., Титова, Ж., Кан, С., & Белгибаева, Л. (2024). ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Вестник КазАТК, 130(1), 79–87. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-79-87

Выпуск

Раздел

Транспорт, транспортная инженерия