ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ» НА ЭКОЛОГИЮ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-129-6-91-100Ключевые слова:
транспорт, международный транспортный коридор, экология, инфраструктура, парниковые газы, железная дорога, окружающая средаАннотация
В данном исследовании рассматриваются экологические последствия увеличения грузопотока по международному транспортному коридору «Север-Юг» на участке, проходящем через территорию Казахстана. Актуальность данного исследования подчеркивается текущей траекторией движения грузов, которая, как ожидается, приведет к увеличению выбросов парниковых газов, усилению акустического загрязнения, фрагментации среды обитания и потере биоразнообразия. Эти проблемы усугубляются преобладающей динамикой климата и существующими инфраструктурными проблемами. Предметом данного исследования является анализ экологических последствий увеличения объемов грузоперевозок, в частности, выбросы парниковых газов от тепловозов, акустическое загрязнение от грузовых поездов, фрагментация среды обитания, потеря биоразнообразия и рост загрязнения морской среды в Каспийском море. В ходе исследования был проведен анализ железнодорожной и водной транспортной системы, который показал, что транспортная система Казахстана должна развиваться в направлении зелёной логистики. Цель статьи состоит в изучении того, как ожидаемый рост грузопотока на МТК «Север-Юг» может сказаться на экологии Казахстана. Статья сосредоточена на железнодорожных и водных перевозках маршрута МТК «Север-Юг» на территории Республики Казахстан.
Библиографические ссылки
[1] Ирина П. Север-Юг: эффект сопряжения // Транспорт России. – 2022. – 4 февраля. // [Электронный ресурс] https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/8411-sever-yug-effekt-sopryazheniya. (был доступен 28.10.2023 года).
[2] Reducing harmful emissions from diesel locomotives // European Comission. – 2017. – 18 августа. // https://ec.europa.eu/research-and-innovation/en/projects/success-stories/all/reducing-harmful-emissions-diesel-locomotives (был доступен 28.10.2023 года).
[3] «Транспортный коридор север-юг. Точка невозврата для грузов и логистики». [Электронный ресурс] // https://ntranslab.ru/analytic/prezentatsii/transportnyy-koridor-sever-yug-tochka-nevozvrata-dlya-gruzov-i-logistiki (был доступен 28.10.2023 года).
[4] Майра М. В Казахстане электрифицировано 40% железных дорог. // inbusiness.kz – 2019. – 28 февраля. // https://inbusiness.kz/ru/last/v-kazahstane-elektrificirovano-40-zheleznyh-dorog (был доступен 28.10.2023 года).
[5] Ашимова Б., Бейсенова Р., Менендес-Пидаль И., Жумабаев С., Жупишева А., Тажитдинова Р. Environmental Hazards of the Railway Infrastructure of Kazakhstan. Sustainability. – 2023; –15(2):1321. (https://doi.org/10.3390/su15021321)
[6] ЕЭК ООН. Обзоры результативности экологической деятельности. – Женева: Организация Объединенных Наций, – 2019. – 517 с.
[7] Yazdanpanah Dero Q, Yari E, Charrahy Z. Global warming, environmental security and its geo-economic dimensions case study: Caspian Sea level changes on the balance of transit channels. J Environ Health Sci Eng. – 2020. – Jun 4;18(2):541-557. doi: 10.1007/s40201-020-00481-0. PMID: 33312582; PMCID: PMC7721772.
[8] Samant, R., Prange, M. Climate-driven 21st century Caspian Sea level decline estimated from CMIP6 projections. Commun Earth Environ 4, 357 (2023). (https://doi.org/10.1038/s43247-023-01017-8)
[9] Chen, J. L., Pekker, T., Wilson, C. R., Tapley, B. D., Kostianoy, A. G., Cretaux, J.-F., and Safarov, E. S. (2017), Long-term Caspian Sea level change, Geophys. Res. Lett., 44, 6993–7001, (doi:10.1002/2017GL073958)
[10] Марат Х., «Грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» к 2030 году может вырасти до 35 млн тонн» [Электронный ресурс] // https://kazanforum.ru/press-center/news/9742/ (был доступен 28.10.2023 года).
[11] Prange, M., Wilke, T. & Wesselingh, F.P. The other side of sea level change. Commun Earth Environ 1, 69 (2020). (https://doi.org/10.1038/s43247-020-00075-6)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Жандос Кегенбеков, Алимжан Шакенов, Саги Кабышев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.