РОБАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ВОЗМУЩЕНИЙ

Авторы

  • Дана Сатыбалдина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Аида Дабаева Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Алия Шукирова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Нургуль Кисикова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Зияш Ниязова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-310-318

Ключевые слова:

управление самолетом, робастное H_∞ – управление, неопределенность, оптимизация, сдвиг ветра, H_(2 ) – управление, посадка самолета, продольное движение, микропорывы ветра, отклонение высоты и скорости

Аннотация

Фаза посадки во время полета, вероятно, является самой опасной частью, так как большинство аварий происходит на этой стадии. Для уменьшения влияния низковысотного сдвига ветра на продольное движение самолета в режиме посадки по глиссаде (заданию) предлагается робастное  – управление. Построены динамические модели самолета и сдвиг ветра. Исследуются  и методы синтеза для задачи управления полетом самолета в вертикальной плоскости при посадке в условиях неопределенных возмущений. Оба управления позволяют значительно уменьшить отклонение высоты. Однако,  – субоптимальное управление обеспечивает лучшее качество переходных процессов как по высоте, так и по скорости, чем  –  оптимальное управление. Результаты моделирования синтезируемой системы подтверждают эффективность  –  управления для повышения робастной устойчивости к неопределенностям, вызванным возмущениями ветра.

 

Биографии авторов

Дана Сатыбалдина, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к.т.н., доцент, Астана, Казахстан, satybaldina_dk@enu.kz

Аида Дабаева, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

докторант, Астана, Казахстан, mashtayeva@mail.ru

Алия Шукирова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

PhD, доцент, Астана, Казахстан, shukirova_ak_1@enu.kz

Нургуль Кисикова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к. ф-.м.н., доцент, Астана, Казахстан, kissikova_nm@enu.kz

Зияш Ниязова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

преподаватель, Астана, Казахстан, ziyashniyazovna@gmail.com

Библиографические ссылки

[1] D. Navarro-Tapia, P. Simplício, A. Iannelli, A. Marcos, “Robust Flare Control Design Using Structured H∞ Synthesis: a Civilian Aircraft Landing Challenge”, IFAC-PapersOnLine, vol. 50, Issue 1, Июль 2017, pp.3971-3976.

[2] P. Simplício, D. Navarro-Tapia, A. Iannelli, A. Marcos, “From Standard to Structured Robust Control Design: Application to Aircraft Automatic Glide-slope Approach”, IFAC-PapersOnLine, vol. 51, Issue 25, 2018, pp. 140-145.

[3] X. Wang, Y. Sang, G. Zhou, “Combining Stable Inversion and H∞ Synthesis for Trajectory Tracking and Disturbance Rejection Control of Civil Aircraft Autolanding”, Applied Sciences, Switzerland, vol. 10, Issue 4, 1 February 2020, article number 1224.

[4] J.-M. Biannic, С. Roos, “Robust autoland design by multi-model H∞ synthesis with a focus on the flare phase”, Aerospace, vol. 5, Issue 1, 1 March 2018, article number 18.

[5] A. Iannelli, P. Simplício, D. Navarro-Tapia, A. Marcos, “LFT Modeling and μ Analysis of the Aircraft Landing Benchmark”, IFAC-PapersOnLine, vol. 50, Issue 1, July 2017, pp. 3965-3970.

[6] S. Skogestad, I. Postlethwaite, “Multivariable Feedback Control: Analysis and Design”, John Wiley & Sons, second edition, 2001.

[7] Сущенко О.А., Азарсков В.Н. Проектирование робастных систем стабилизации оборудования беспилотных летательных аппаратов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2014. – № 1(43). – С. 80-90.

[8] J. Roskam, “Airplane Flight Dynamics and Automatic Flight Controls - Part I, Third Printing”, Lawrence, Kansas: DAR corporation, 2001, ISBN 1-884885-17-9.

[9] D. Schmidt, “Modern Flight Dynamics”, McGraw-Hill: New York, NY, USA, 2012; Chapter 10.

[10] R. Collinson, “Introduction to Avionics”, ISBN 0412-48250-9.

[11] W. Durham, “Aircraft Dynamics”, Virginia Polytechnic Institute &State University, Virginia, 2002.

[12] Али Рамзи Салим. Синтез робастных регуляторов стабилизации транспортных средств.- Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет. – Санкт-Петербург, 2002. – 164 с.

[13] D. Hodges, G. Pierce, “Introduction to Structural Dynamics and Aeroelasticity”, Cambridge University Press, second edition, 2011.

[14] Y. Shtessel, C. Edwards, L. Fridman and A. Levant, “Sliding Mode Control and Observation”, Springer, New York, NY, USA, 2014.

Загрузки

Опубликован

23.01.2024

Как цитировать

Сатыбалдина, Д., Дабаева, А., Шукирова, А., Кисикова, Н., & Ниязова, З. (2024). РОБАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ВОЗМУЩЕНИЙ. Вестник КазАТК, 130(1), 310–318. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-310-318

Выпуск

Раздел

Автоматизация, телемеханика, связь, компьютерные науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)