РОБАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ВОЗМУЩЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2024-130-1-310-318Ключевые слова:
управление самолетом, робастное H_∞ – управление, неопределенность, оптимизация, сдвиг ветра, H_(2 ) – управление, посадка самолета, продольное движение, микропорывы ветра, отклонение высоты и скоростиАннотация
Фаза посадки во время полета, вероятно, является самой опасной частью, так как большинство аварий происходит на этой стадии. Для уменьшения влияния низковысотного сдвига ветра на продольное движение самолета в режиме посадки по глиссаде (заданию) предлагается робастное – управление. Построены динамические модели самолета и сдвиг ветра. Исследуются и методы синтеза для задачи управления полетом самолета в вертикальной плоскости при посадке в условиях неопределенных возмущений. Оба управления позволяют значительно уменьшить отклонение высоты. Однако, – субоптимальное управление обеспечивает лучшее качество переходных процессов как по высоте, так и по скорости, чем – оптимальное управление. Результаты моделирования синтезируемой системы подтверждают эффективность – управления для повышения робастной устойчивости к неопределенностям, вызванным возмущениями ветра.
Библиографические ссылки
[1] D. Navarro-Tapia, P. Simplício, A. Iannelli, A. Marcos, “Robust Flare Control Design Using Structured H∞ Synthesis: a Civilian Aircraft Landing Challenge”, IFAC-PapersOnLine, vol. 50, Issue 1, Июль 2017, pp.3971-3976.
[2] P. Simplício, D. Navarro-Tapia, A. Iannelli, A. Marcos, “From Standard to Structured Robust Control Design: Application to Aircraft Automatic Glide-slope Approach”, IFAC-PapersOnLine, vol. 51, Issue 25, 2018, pp. 140-145.
[3] X. Wang, Y. Sang, G. Zhou, “Combining Stable Inversion and H∞ Synthesis for Trajectory Tracking and Disturbance Rejection Control of Civil Aircraft Autolanding”, Applied Sciences, Switzerland, vol. 10, Issue 4, 1 February 2020, article number 1224.
[4] J.-M. Biannic, С. Roos, “Robust autoland design by multi-model H∞ synthesis with a focus on the flare phase”, Aerospace, vol. 5, Issue 1, 1 March 2018, article number 18.
[5] A. Iannelli, P. Simplício, D. Navarro-Tapia, A. Marcos, “LFT Modeling and μ Analysis of the Aircraft Landing Benchmark”, IFAC-PapersOnLine, vol. 50, Issue 1, July 2017, pp. 3965-3970.
[6] S. Skogestad, I. Postlethwaite, “Multivariable Feedback Control: Analysis and Design”, John Wiley & Sons, second edition, 2001.
[7] Сущенко О.А., Азарсков В.Н. Проектирование робастных систем стабилизации оборудования беспилотных летательных аппаратов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2014. – № 1(43). – С. 80-90.
[8] J. Roskam, “Airplane Flight Dynamics and Automatic Flight Controls - Part I, Third Printing”, Lawrence, Kansas: DAR corporation, 2001, ISBN 1-884885-17-9.
[9] D. Schmidt, “Modern Flight Dynamics”, McGraw-Hill: New York, NY, USA, 2012; Chapter 10.
[10] R. Collinson, “Introduction to Avionics”, ISBN 0412-48250-9.
[11] W. Durham, “Aircraft Dynamics”, Virginia Polytechnic Institute &State University, Virginia, 2002.
[12] Али Рамзи Салим. Синтез робастных регуляторов стабилизации транспортных средств.- Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет. – Санкт-Петербург, 2002. – 164 с.
[13] D. Hodges, G. Pierce, “Introduction to Structural Dynamics and Aeroelasticity”, Cambridge University Press, second edition, 2011.
[14] Y. Shtessel, C. Edwards, L. Fridman and A. Levant, “Sliding Mode Control and Observation”, Springer, New York, NY, USA, 2014.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Дана Сатыбалдина, Аида Дабаева, Алия Шукирова, Нургуль Кисикова, Зияш Ниязова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.