ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ VR/AR В ПРОЦЕССЕ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-126-3-282-291Ключевые слова:
автоматизация ремонта и технического обслуживания, информационные технологии, дополненная реальность, программно-математическое обеспечение, образовательный процесс, военно-транспортная техникаАннотация
Автоматизация процесса ремонта и технического обслуживания военно-транспортной техники обеспечивает быстрое восстановление и возврат в строй неисправного вооружения и техники. В настоящее время автоматизация данного процесса может быть осуществлена с помощью современных информационных технологий. Основной целью данной работы является исследование возможности и эффективности применения современных технологий дополненной реальности для разработки системы управления подготовкой, ремонтом и техническим обслуживанием военно-транспортной техники, которая может быть применена для обучения военного инженерно-технического состава. В ходе работ проведен анализ существующих работ с применением технологий дополненной реальности, разработана концепция создания системы управления подготовкой, ремонтом и техническим обслуживанием военно-транспортной техники, которая на следующих этапах разработки может быть протестирована и отработана с привлечением учащихся на подготовленных практических примерах и задачах. Полученные результаты работ будут положены в основу разработки конечного продукта системы, которая позволит существенно улучшить качество и сократить сроки выполнения работ по подготовке, ремонту и техническому обслуживанию военно-транспортной техники, расширить возможности образовательного процесса инженерно-технического состава подразделений вооруженных сил РК.
Библиографические ссылки
[1] Дополненная реальность (AR): технологии, устройства, финансовые перспективы (2022). Доступна по адресу: https://www.it.ua/ru/knowledge-base/technology-innovation/dopolnennaja-realnost-ar (дата обращения 05.04.2022)
[2] Программно-аппаратный комплекс по отработке практических навыков обслуживания систем воздушного судна на основе технологий виртуальной и дополненной реальности (2022). Доступна по адресу: https://nauka.tass.ru/nauka/15456591 (дата обращения 17.02.2022).
[3] Программный комплекс для обучения и дистанционного управления с дополненной реальностью (2022). Доступна по адресу: https://militaryembedded.com/avionics/software/military-skills-shortage-augmented-reality (дата обращения 17.02.2022).
[4] Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва, Министерство Обороны, 2004.
[5] Гайд по виртуальным мирам: AR и VR (2022). Доступна по адресу: https://proglib.io/p/gayd-po-virtualnym-miram-ar-i-vr-2020-04-02 (дата обращения 17.02.2022).
[6] You X., Zhang W., Ma M. et al. Survey on urban warfare augmented reality. ISPRS International journal of geo-information, 2018, Vol. 7, doi:10.3390/ijgi7020046.
[7] Wilson K. L., Doswell J. T., Fashola O. S. et al. Using augmented reality as a clinical support tool to assist combat medics in the treatment of tension pneumothoraces, Military Medicine, 2013, Vol. 178, pp. 981-985.
[8] Gao Y., Liu Y., Cheng D. et al. A review on development of head mounted display, Journal of computer-aided design & computer graphics, 2016, Vol. 28, pp. 896-904.
[9] HTC Vive review (2022). Доступна по адресу: https://www.cnet.com/reviews/htc-vive-review/ (дата обращения 17.02.2022).
[10] Oculus Rift (2022). Доступна по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Oculus_Rift (дата обращения 17.02.2022).
[11] Mitra S., Acharya T. Gesture recognition: a survey, IEEE Transactions on systems, Man and Cybernetics, Part C (Applications and Reviews), 2007, Vol. 37, pp. 311-324.
[12] Hamidia M., Zenati N., Belghit H. et al. Voice interaction using Gaussian mixture models for augmented reality applications, Proc. of 4th International conference on electrical engineering (ICEE). Boumerdes, 2015, DOI:10.1109/INTEE.2015.7416773
[13] Sun M., He W., Zhang L. et al. Smart haproxy: A novel vibrotactile feedback prototype combining passive and active haptic in AR interaction, Proc. of IEEE International symposium on mixed and augmented reality adjunct (ISMAR-Adjunct). Beijing, China, 2019, DOI: 10.1109/ISMAR-Adjunct.2019.00026
[14] Barakonyi I., Prendinger H., Schmalstieg D. et al. Cascading hand and eye movement for augmented reality videoconferencing, Proc. of 2007 IEEE Symposium on 3D user interfaces. Charlotte, NC, 2007, DOI: 10.1109/3DUI.2007.340777
[15] Fiala M. Designing highly reliable fiducial markers, IEEE Transactions on pattern analysis and machine intelligence, 2009, Vol. 32, pp. 1317-1324.
[16] Frantz T., Jansen B., Duerinck J. et al., Augmenting microsoft's HoloLens with Vuforia tracking for neuronavigation, Healthcare technology letters, 2018, Vol. 5, pp. 221-225.
[17] Carmigniani J., Furht B., Anisetti M. et al., Augmented reality technologies, systems and applications, Multimedia tools and applications, 2011, Vol. 51, pp. 341-377.
[18] Muñoz-Saavedra L., Miró-Amarante L., Domínguez-Morales M. Augmented and virtual reality evolution and future tendency, Applied sciences, 2020, Vol. 10, https://doi.org/10.3390/app10010322
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Шингис Кадиркулов, Владимир Чернов, Еркебулан Макаев, Абылайхан Манатбеков
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.