ВЛИЯНИЕ НА ВЕРХНИЙ АТМОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА ОСАЖДЕНИЯ ДИОКСИДА АЗОТА ВЫДЕЛЯЕМОЕ ИЗ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЖИГАНИЯ КЕРОСИНА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-127-4-506-513Ключевые слова:
диоксид азота, концентрация, авиационный двигатель, радиационная силаАннотация
Загрязнение окружающей среды считается одной из глобальных экологических проблем. Одной из главных экологических проблем является загрязнение воздуха. Атмосферное загрязнение вызвано большим количеством CO2 и NO2 в воздухе. Их количество составляет не только загрязнение промышленными предприятиями или бытовыми отходами, но и загрязнение верхних слоев атмосферы самолетами на высоком уровне. Известно, что при работе авиационного двигателя образуются продукты сгорания. Некоторые его виды представляют собой вещества, содержащиеся в атмосфере. При этом работа двигателя приводит к увеличению их концентрации. А некоторые продукты горения не попадают в атмосферу при нормальных условиях. Одним из них является диоксид азота. В данной статье рассмотрен процесс осаждения диоксида азота, выбрасываемого двигателем, а также проанализирован первый комплексный вид воздействия летательных аппаратов на тропосферу с помощью радиационного форсинга в верхних слоях атмосферы.
Библиографические ссылки
[1] Reinking, R.F., 1968. Insolation reduction by contrails. Weather 23, 171–173.
[2] Kuhn, P.M., 1970. Airborne observations of contrail effects on the thermal radiation budget. J. Atmos. Sci. 27, 937–942.
[3] Schumann, U., 1997. The impact of nitrogen oxides emissions from aircraft upon the atmosphere at flight altitudes 8–15 kmdresults from the AERONOX Project. Atmos. Environ. 31, 1723–1733.
[4] Brasseur, G.P., Cox, R.A., Hauglustaine, D., Isaksen, I., Lelieveld, J., Lister, D.H., Sausen, R., Schumann, U., Wahner, A., Wiesen, P., 1998. European assessment of the atmospheric effects of aircraft emissions. Atmos. Environ. 32, 2329–2418.
[5] IPCC, 1999. Aviation and the global atmosphere. In: E Penner, J., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.
[6] Prather, M., Sausen, R., Grossman, A.S., Haywood, J.M., Rind, D., Subbaraya, B.H., 1999. Potential climate change from aviation. In: Penner, J.E., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), ‘Aviation and the Global Atmosphere’, Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.
[7] Fuglestvedt, J.S., Berntsen, T.K., Isaksen, I.S.A., Mao, H.T., Liang, X.Z., Wang, W.C., 1999. Climatic forcing of nitrogen oxides through changes in tropospheric ozone and methane; global 3D model studies. Atmos. Environ. 33, 961–977.
[8] Lee, D.S., Fahey, D., Forster, P.M., Newton, P.J., Wit, R.C.N., Lim, L.L., Owen, B., Sausen, R., 2009. Aviation and global climate change in the 21st century. Atmos. Environ. 43, 3520–3537
[9] Sausen, R., Isaksen, I., Grewe, V., Hauglustaine, D., Lee, D.S., Myhre, G., Kohler, ¨ M.O., Pitari, G., Schumann, U., Stordal, F., Zerefos, C., 2005. Aviation radiative forcing in 2000: an update on IPCC (1999). Meteorol. Z. 14, 555–561.
[10] Prather, M., Sausen, R., Grossman, A.S., Haywood, J.M., Rind, D., Subbaraya, B.H., 1999. Potential climate change from aviation. In: Penner, J.E., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), ‘Aviation and the Global Atmosphere’, Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Озгерисхан Тойлбай, Айдос Молдабеков, Карлыгаш Жандильдинова, Гульжан Сейфула, Айнара Рысбекова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.