ВЛИЯНИЕ НА ВЕРХНИЙ АТМОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА ОСАЖДЕНИЯ ДИОКСИДА АЗОТА ВЫДЕЛЯЕМОЕ ИЗ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЖИГАНИЯ КЕРОСИНА

Авторы

  • Озгерисхан Тойлбай Академия гражданской авиации
  • Айдос Молдабеков Академия гражданской авиации
  • Карлыгаш Жандильдинова Академия гражданской авиации
  • Гульжан Сейфула Академия гражданской авиации
  • Айнара Рысбекова Академия гражданской авиации

DOI:

https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-127-4-506-513

Ключевые слова:

диоксид азота, концентрация, авиационный двигатель, радиационная сила

Аннотация

Загрязнение окружающей среды считается одной из глобальных экологических проблем. Одной из главных экологических проблем является загрязнение воздуха. Атмосферное загрязнение вызвано большим количеством CO2 и NO2 в воздухе. Их количество составляет не только загрязнение промышленными предприятиями или бытовыми отходами, но и загрязнение верхних слоев атмосферы самолетами на высоком уровне. Известно, что при работе авиационного двигателя образуются продукты сгорания. Некоторые его виды представляют собой вещества, содержащиеся в атмосфере. При этом работа двигателя приводит к увеличению их концентрации. А некоторые продукты горения не попадают в атмосферу при нормальных условиях. Одним из них является диоксид азота. В данной статье рассмотрен процесс осаждения диоксида азота, выбрасываемого двигателем, а также проанализирован первый комплексный вид воздействия летательных аппаратов на тропосферу с помощью радиационного форсинга в верхних слоях атмосферы.

Биографии авторов

Озгерисхан Тойлбай, Академия гражданской авиации

магистр, старший преподаватель,  Алматы, Казахстан, o.toilybai@agakaz.kz

Айдос Молдабеков, Академия гражданской авиации

к.х.н., ассоцированный профессор,  Алматы, Казахстан, a.moldabekov@agakaz.com

Карлыгаш Жандильдинова, Академия гражданской авиации

магистр,  Алматы, Казахстан, k.zhandildinova@agakaz.com

Гульжан Сейфула, Академия гражданской авиации

магистр, Алматы, Казахстан, g.seifulla@agakaz.kz

Айнара Рысбекова, Академия гражданской авиации

магистр, Алматы, Казахстан, a.rysbekova@agakaz.kz

Библиографические ссылки

[1] Reinking, R.F., 1968. Insolation reduction by contrails. Weather 23, 171–173.

[2] Kuhn, P.M., 1970. Airborne observations of contrail effects on the thermal radiation budget. J. Atmos. Sci. 27, 937–942.

[3] Schumann, U., 1997. The impact of nitrogen oxides emissions from aircraft upon the atmosphere at flight altitudes 8–15 kmdresults from the AERONOX Project. Atmos. Environ. 31, 1723–1733.

[4] Brasseur, G.P., Cox, R.A., Hauglustaine, D., Isaksen, I., Lelieveld, J., Lister, D.H., Sausen, R., Schumann, U., Wahner, A., Wiesen, P., 1998. European assessment of the atmospheric effects of aircraft emissions. Atmos. Environ. 32, 2329–2418.

[5] IPCC, 1999. Aviation and the global atmosphere. In: E Penner, J., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.

[6] Prather, M., Sausen, R., Grossman, A.S., Haywood, J.M., Rind, D., Subbaraya, B.H., 1999. Potential climate change from aviation. In: Penner, J.E., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), ‘Aviation and the Global Atmosphere’, Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.

[7] Fuglestvedt, J.S., Berntsen, T.K., Isaksen, I.S.A., Mao, H.T., Liang, X.Z., Wang, W.C., 1999. Climatic forcing of nitrogen oxides through changes in tropospheric ozone and methane; global 3D model studies. Atmos. Environ. 33, 961–977.

[8] Lee, D.S., Fahey, D., Forster, P.M., Newton, P.J., Wit, R.C.N., Lim, L.L., Owen, B., Sausen, R., 2009. Aviation and global climate change in the 21st century. Atmos. Environ. 43, 3520–3537

[9] Sausen, R., Isaksen, I., Grewe, V., Hauglustaine, D., Lee, D.S., Myhre, G., Kohler, ¨ M.O., Pitari, G., Schumann, U., Stordal, F., Zerefos, C., 2005. Aviation radiative forcing in 2000: an update on IPCC (1999). Meteorol. Z. 14, 555–561.

[10] Prather, M., Sausen, R., Grossman, A.S., Haywood, J.M., Rind, D., Subbaraya, B.H., 1999. Potential climate change from aviation. In: Penner, J.E., Lister, D.H., Griggs, D.J., Dokken, D.J., McFarland, M. (Eds.), ‘Aviation and the Global Atmosphere’, Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK.

Опубликован

25.08.2023

Как цитировать

Тойлбай, О., Молдабеков, А., Жандильдинова, К. . ., Сейфула, Г., & Рысбекова, А. (2023). ВЛИЯНИЕ НА ВЕРХНИЙ АТМОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА ОСАЖДЕНИЯ ДИОКСИДА АЗОТА ВЫДЕЛЯЕМОЕ ИЗ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЖИГАНИЯ КЕРОСИНА. Вестник КазАТК, 127(4), 506–513. https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-127-4-506-513

Выпуск

Раздел

Экология и безопасность жизнедеятельности

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>