АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-125-2-401-411Ключевые слова:
железнодорожная автоматика и телемеханика, переезд, безопасность, сигнализация, централизация и блокировкаАннотация
Статья направлена на решение имеющихся проблемных вопросов на железнодорожных переездах, которые возникают из-за физического и морального износа эксплуатируемых систем и их элементов, увеличением интенсивности и плотности транспортного потока, увеличением количества аварийных ситуаций и др. В железнодорожной инфраструктуре места пересечения железных дорог на одном уровне с автомобильными дорогами являются наиболее опасными и сложными участками, так как от их безопасного и безотказного функционирования зависит эффективность железнодорожного и автомобильного транспортов. В настоящее время в связи с увеличением скорости движения и массы подвижного состава, а также увеличением парка автомобилей наблюдается изменение ситуаций на охраняемых и неохраняемых переездах. Наблюдается рост аварийных ситуаций, увеличение количества отказов. В статье приводятся анализ аварийных ситуаций на железнодорожных переездах Республике Казахстан за последние 5 лет, анализируются ситуации на железнодорожных переездах зарубежных стран и их опыт в поиске путей решения имеющихся проблем. В статье будет исследована разработанная модель переездной автоматики, где представлено пять основных ее узлов, неисправности которых могут угрожать безопасности движения на самом переезде. Также с целью определения рисков нарушения безопасности на главных объектах переездной инфраструктуры построена модель взаимодействия устройств на переезде.
Библиографические ссылки
[1] Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. – Астана, 2022. – С. 9-18.
[2] Бахтиярова Е.А., Чигамбаев Т.О., Сансызбай К.М. Обоснование целосообразности модернизации систем железнодорожный автоматики и телемеханики // Научно-технический журнал «Новости науки Казахстана». – Алматы, 2020. – № 3. – С. 132-144.
[3] Sansyzbay K.M., Kuandykov A.A., Bakhtiyarova Ye.A., Vlasenko S.V., Mamyrbaev O.Zh. Radio communication channel interaction method, maintaining train performance information security // Journal of Theoretical and Applied Information Technology. 31st March 2020. Vol.98. No 06. pp. 957-969.
[4] Ведерников Б.М., Сагмединов Д.Б. Организация контроля за переездной сигнализацией устройствами железнодорожной автоматики // Материалы XLIV Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика». Том 1 Алматы 2020. С. 76-78.
[5] Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011). Принят Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 90).
[6] Концепции модернизации и производства систем железнодорожной автоматики и телемеханики. – Астана, 2018. – C. 16-31.
[7] ГОСТ 33893-2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах.
[8] Тарадин Н.А. Сравнительная оценка безопасности функционирования железнодорожных переездов // Наука и техн. трансп. 2009. № 4. С. 62–64.
[9] Карпущенко Н.И., Величко Д.В., Колмогорова Т. В. Проблема обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах // Транспорт РФ. 2011. № 4. С. 47–50.
[10] Астратов О.С., Филатов В.Н. Видеодатчики в системе обеспечения безопасности движения на железнодорожном переезде // Датч. и сист. 2015. № 2. С. 33–37.
[11] Efanov D., Lykov A., Osadchy G. Testing of Relay-Contact Circuits of Railway Signalling and Interlocking // Proceed. 15th IEEE East-West Design & Test Symp. (EWDTS`2017). Novi Sad, Serbia, 2017. P. 242–248. doi: 10.1109/EWDTS.2017.8110095.
[12] Хорошев В.В., Ефанов Д.В., Осадчий Г.В. Концепция полносвязного мониторинга инфраструктуры переездов // Транспорт РФ. 2018. № 1. С. 47–52.
[13] АГО-5 Отчет о технических средствах сигнализации и связи по структурным подразделениям и дочерним организациям АО «НК «ҚТЖ» по состоянию на 1.01.2021г.
[14] Правила эксплуатации железнодорожных переездов. Утверждены приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от «25 » марта 2011 года. №168.
[15] Поздняков В.А., Тюпкин Ю.А. Безопасность на железнодорожных переездах. URL: http://www.css-rzd.ru/zdm/03-2000/00039.htm.
[16] Соловьев А.Л., Чеблаков В.А., Петров А.Ф. Микропроцессорная переездная сигнализация с аппаратурой счета осей. Автоматика, связь, информатика. 2008. № 6. С. 2-10.
[17] Aidan N. Breaking Down the Barriers to Safer Crossings. International Railway Journal, 5, 2010. pp. 45–47.
[18] Ефанов Д.В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: монография / Д. В. Ефанов. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. – 171 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Қанибек Сансызбай, Елена Бахтиярова, Муслим Батырханов, Лаура Тасболатова, Данияр Сагмединов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.