РАЗРАБОТКА И ОБУЧЕНИЕ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.52167/1609-1817-2023-125-2-186-195Ключевые слова:
нейронные сети, моделирование, архитектура нейронных сетей, сонливость водителя, безопасность дорожного движенияАннотация
Тема автоматизированной поддержки безопасности на автомобильных дорогах всех участников движения, привлечение современных средств и передовых технологий для решения данных задач с каждым годом становится все более популярной и не теряет своей актуальности. Сделан обзор существующих на сегодняшний день работ по данному направлению, который показал основные достоинства и недостатки разработок. Отмечена необходимость в создании казахстанской автоматизированной системы мониторинга состояния водителя, которая будет доступна широким слоям населения. Целью данного исследования является разработка новой модели на основе нейронной сети для распознавания состояния человека за рулем для выявления опасного состояния водителя. В работе рассмотрены вопросы актуальности исследования, формализации задачи распознавания и выбора архитектуры нейронной сети, которая наиболее успешно решает поставленную проблему. Для математического описания задачи использованы отдельные стоп-кадры, выделенные из видеоряда наблюдения за водителем, построена распознающая функция для выделения трех классов, соответствующих состоянию водителя, и выделены векторы признаков для корректного определения состояния. Для моделирования выбрана архитектура конволюционной нейронной сети, которая позволяет работать с изображениями и видеопотоком данных. В результате исследования построена и обучена нейронная сеть для распознавания опасного состояния водителя с учетом всех факторов, влияющих на процесс выявления такого состояния. В созданную нейросеть были включены два конволюционных слоя, описывающие положение головы и степень открытости глаз, а также добавлены два полносвязных слоя для учета дополнительных параметров, таких как время суток, продолжительность поездки и наличие зевоты у водителя. Оценка точности моделирования и сравнение новой модели с существующими показывает новизну и практическую значимость данной работы.
Библиографические ссылки
[1] Radun I., Summala H. Sleep-related fatal vehicle accidents: Characteristics of decisions made by multidisciplinary investigation teams. Sleep. 2004;27:224–227. doi: 10.1093/sleep/27.2.224.
[2] Bartolacci C., Scarpelli S., D'Atri A., Gorgoni M., Annarumma L., Cloos C., Giannini A.M., De Gennaro L. The Influence of Sleep Quality, Vigilance, and Sleepiness on Driving-Related Cognitive Abilities: A Comparison between Young and Older Adults. Brain Sci. 2020 May 28;10(6):327. doi: 10.3390/brainsci10060327. PMID: 32481581; PMCID: PMC7349304.
[3] Moradi A., Nazari S.S.H., Rahmani K. Sleepiness and the risk of road traffic accidents: A systematic review and meta-analysis of previous studies. Transp. Res. Part. F Traffic. Psychol. Behav. 2018;65:620–629. doi: 10.1016/j.trf.2018.09.013.
[4] https://ec.europa.eu /transport/road_safety /system/files/ 2021-12/ ERSO_ROAD_ SAFETY_TARGETS_ MONITORING_ Nov2021 _ final.pdf Annual Accident Report 2021, European Commission, Europa EU, accessed 01.05.2022, 15:03.
[5] Website of the Committee on Legal Statistics and Special Accounts of the General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan www.press@kgp.kz.
[6] Shvets O., Smakanov B., “Overview of approaches and methods for automated driving support systems development”, Proceedings of the ХIV International Scientific and Practical Conference, Lisbon, Portugal, 2022, pp. 560-564, https://isg-konf.com/theoretical-and-science-bases-of-actual-tasks/, DOI: 10.46299/ISG.2022.1.14.
[7] Shvets O., Smakanov B., Kovacs L., Gyorok G.. Intelligent system for driver support using two classifiers for simulation. JATIT, 15th August 2022. Vol.100. No 15, pp 4767-4782. http://www.jatit.org/volumes/Vol100No15/20Vol100No15.pdf
[8] Shvets O., Smakanov B. and Györök G. Stabilization of environmental conditions to improve the performance of a mobile application for the state of the driver monitoring. Proceedings of 17th International Symposium on Applied Informatics and Related Areas (AIS 2022), Székesfehérvár, Hungary. 17.11.2022, pp. 98-101
[9] Shvets O., Smakanov B. and Bakatbayeva Z.: Monitoring Of The State Of A Person At Hazardous Work, Proceedings of the 16th International Symposium on Applied Informatics and Related Areas, 11.11.2021, pp.88-91
[10] Johns G., Ju W. Toward computational simulations of behavior during automated driving takeovers: a review of the empirical and modeling literatures, Hum. Factors, 61, 4, 2019, pp. 642-688.
[11] https://www-fars.nhtsa. dot.gov /Main/index. aspx, Fatality Analysis Reporting System (FARS), NHTSA, accessed 05.05.2022, 15:35.
[12] Li R., Brand H., Gopinath A., Kamarajugadda SYang., L., Wang W., Li B., Driver drowsiness behavior detection and analysis using vision-based multimodal features for driving safety, WCX SAE World Congress Experience, SAE International, 2020, DOI: 10.4271/2020-01-1211.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Ольга Швец, Бауыржан Смаканов, Левенте Ковач, Гьорги Гьорг
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.